Изменения в случае принятия законопроекта будут внесены в действующие законы «О государственной гражданской службе в РФ» и «О муниципальной службе в РФ». Суть их в том, чтобы дополнить перечень документов и сведений, которые желающий стать чиновником гражданин обязан представить в кадровую службу, включив в него сведения «о размещении в информационно-телекоммуникационной сети Интернет» своих персональных данных. Одновременно соискатель подпишет согласие на обработку этих данных потенциальным работодателем. В том случае, если гражданин чиновником все же станет, его обяжут ежегодно обновлять сведения об открытом присутствии в Интернете.
Авторами инициативы значатся депутаты Госдумы Владимир Бурматов («ЕР») и Андрей Луговой (ЛДПР). В разговоре с «МК» первый из них пояснил: «речь идет о том, чтобы в резюме, наряду с тем, владеет ли соискатель должности иностранными языками и персональным компьютером, указывать, имеет ли он блоги в соцсетях — с указанием адреса страниц». А уж потенциальный работодатель вправе решить, стоит ему просматривать эти страницы или не стоит, полагает депутат. Он напоминает: и сейчас кадровые службы проверяют информацию о кандидате на ту или иную должность в Интернете, но многие граждане выступают под псевдонимами, анонимными никами, что сильно затрудняет получение полной информации.
Никакой ответственности за утаивание своей бурной жизни в Интернете законопроект не предлагает. Г-н Бурматов считает, что этого и не требуется: указание ложных адресов страниц в соцсетях, к примеру, будет являться такой же ложью, как сообщение о владении иностранными языками при отсутствии этого самого владения, и кадровые службы, узнав об обмане, «вправе сделать выводы и принять решение».
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что перечисленные меры позволят «повысить эффективность профилактики коррупционных правонарушений, «отсеяв» кандидатов, внеслужебная деятельность и занятия которых могут привести к конфликту интересов». Г-н Луговой заявляет, что нововведения позволят выявлять тех, кто желает быть чиновником, но при этом критически отзывается об органах власти и политике государства. А г-н Бурматов называет главной задачей профилактику коррупции и соблюдение чиновниками этических норм: «чтобы не было такого, что пришел человек на какую-то должность, а потом всплывает фото в Интернете, где он пьяный и не совсем одет», и чтобы исключить назначение на должность, связанную с распределением бюджетных средств определенным компаниям, гражданина, «на страничках которого в соцсетях есть информация о том, как он отмечает праздники вместе с руководством этих компаний».
Законопроект основывается на требованиях международных антикоррупционных стандартов, уверяют авторы. По их словам, аналогичные нормы уже действуют во многих странах Европы и в США. В пояснительной записке есть ссылка на Конвенцию ООН против коррупции, которая рекомендует государствам — участникам «устанавливать меры и системы, обязывающие публичных должностных лиц представлять соответствующим органам декларации о внеслужебной деятельности и занятиях, в связи с которыми может возникать коллизия интересов в отношении их функций в качестве публичных должностных лиц».
Перспективы этой инициативы пока не ясны: на рассмотрение в профильный Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления она еще не поступила.