«О том, что американская администрация не поддерживает идею выхода Великобритании и ЕС, было хорошо известно еще до визита Обамы. И сейчас основные претензии высказываются, скорее, не к содержанию, а к форме заявлений президента США, к факту того, что иностранный лидер фактически пытается повлиять на внутриполитические, в конечном счета, дела другого государства», –
Что касается соглашения о зоне свободной торговли между США и Евросоюзом, то оно действительно, в случае выхода Великобритании из ЕС, сопряжено с рядом проблем. По словам Сергея Уткина, пока никто представляет в деталях, как именно будет выглядеть этот процесс, но большинство экспертов сходятся в том, что речь идет о нескольких годах: «При подобном сценарии сам ЕС может оказаться надолго поглощен решением вопросов о том, как выстраивать отношения с покинувшей его Великобританией; и, конечно, заключение соглашения с США может застопориться. Не стоит забывать, что в европейских странах есть и весомые политические силы, скептически воспринимающие этот договор».
Есть и сценарий, на который, по-видимому, и намекал Обама, подчеркивает эксперт: «Если ЕС придет к соглашению о свободной торговле с США, когда Великобритания примет решение о выходе – каков тогда будет формат участия Лондона? Помимо собственно ЕС, существует и так называемая европейская экономическая зона, куда входят Норвегия, Исландия и другие государства, не входящие в Евросоюз, но связанные с ним экономическими соглашениями. Условия их, как правило, вырабатывает Брюссель, а страны им просто следуют. И здесь возникает вопрос, на который обращают внимание противники выхода Великобритании из ЕС, – если страна предпочтет остаться на положении, например, Норвегии, то неясно, как Лондон будет следовать правилам ЕС, не имея при этом возможности влиять на их выработку. Получается, зачем было «огород городить»? Если Великобритания примет решение не участвовать и в европейской экономической зоне, то в ее отношении будут возводиться торговые барьеры, как и для любой третьей страны, не связанной с ЕС преференциальными соглашениями».
Однако, подчеркивает Сергей Уткин, сама тема торгового соглашения – далеко не ключевая для британцев: «Британские евроскептики подразумевают, что их страна сможет проводить свою традиционную линию свободной торговли с другими государствами. Часто в этой связи они сравнивают положение Великобритании с политикой Южной Кореи, – страной, которая не слишком большая, но и не маленькая, при этом не находится в некой интеграционной группировке, а идет по пути снижения торговых барьеров, заключения соглашений о свободной торговле на двусторонней основе. То есть евроскептики надеются, что Великобритания не станет закрытой, а наоборот, получит большую свободу, освободившись от регулятивной нагрузки со стороны ЕС. На словах эта идея звучит красиво, но на деле получается, что, при желании торговать с ЕС, Лондон все равно будет вынужден следовать правилам Брюсселя. При этом подобная популистская риторика, конечно, находит свою аудиторию, поскольку для многих членство в ЕС — абстрактная элитарная вещь, не имеющая отношения к их жизни, но за которую приходится платить».
Соглашение же с США евроскептики едва ли воспримут как серьезную проблему – скорее, как одно из многих неизбежных неудобств в процессе возможного выхода из ЕС. «Но едва ли это сдвинет их с занятых позиций: они полагают, что, если большинство британцев все же выскажутся за выход, то все внешнеполитические партнеры, будучи заинтересованы во взаимодействии с Великобританией, все же найдут те или иные его форматы. Тем более понятно, что будущими соглашениями станет заниматься уже не администрация Обамы. И не исключено, что с новым лидером позиция США будет скорректирована. Перед референдумами, подобными британскому, всегда есть огромное число, тех, кто еще определился, – возможно, на их точку зрения заявления Обамы и повлияют. Но вообще не стоило бы рассчитывать, что слова иностранного лидера приобретут какое-то решающее значение для весомой части участников голосования», – считает эксперт.
Напомним, что по последним имеющимся данным, число британцев, готовых проголосовать за выход из ЕС, составляет порядка 40%; 51% респондентов хотят остаться в Евросоюзе, а еще 9% — не определились.