Американский журналист в июле 2014 года поехал в Донецк, неподконтрольный официальным властям Украины, с целью освещения обстоятельств падения авиалайнера Malaysia Airlines. «Это было опасное место в то время, — напоминает автор. — Украинские военные и повстанцы обстреливают друг друга; темпераментные мужчины с автоматами Калашникова, которые были известны как похитители журналистов, были повсюду».
В числе других зарубежных репортеров автор NYT стремился рассказать читателям, что происходит с останками 298 пассажиров и членов экипажа. «Прежде, чем я пошел к месту крушения, я получил аккредитацию от сепаратистов, — отмечает журналист. — Это не гарантировало, что я буду в безопасности, но это был единственный способ пройти контрольно-пропускные пункты вооруженных людей.
Теперь Украина назвала меня соучастником терроризма».
7 мая на печально известном сайте «Миротворец» анонимные хакеры опубликовали информацию о журналистах, получавших аккредитацию в Донбассе. Имя фрилансера New York Times, адрес электронной почты и номер телефона были в этих списках — среди личных данных более 4 000 человек, в том числе корреспондентов из этой же газеты, Reuters, ВВС. «Мы были все вместе маркированы как «террористические» коллаборационисты, «продавшиеся» ради получения аккредитации от сепаратистов», — возмущается Бейтсон.
Международные организации, включая Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе и Комитет по защите журналистов, Союз журналистов Москвы и ряд украинских представителей прессы осудили публикацию списка. Уполномоченный по правам человека (Верховной Рады – авт.) Украины призвал заблокировать веб-сайт. Офис Киевской прокуратуры начал расследование, имеется ли в действиях авторов сайта состав преступления.
В ответ на это министр внутренних дел Арсен Аваков заявил о своей поддержке «Миротворца» и обвинил тех, кто критиковал публикацию списка, в скрытых симпатиях к «террористам». Его пост в Facebook получил более 3000 откликов и заверений в том, что публикация списка активно поддерживается общественностью.
После этого заблокированный было сайт восстановил в Интернете свою деятельность и разместил контактную информацию о журналистах, не вошедших в первый список. Редакция заявила, что они не будут слушать «хныканье» о «свободе слова». Советник главы Службы безопасности Украины объявила о том, что журналисты в списках были исследованы как потенциальные шпионы.
«Эти списки номинально касаются тех, кто взаимодействовал с сепаратистами, но они создают более широкий — и более опасный – прецедент, — считает автор NYT. — Веб-сайт и его сторонники в правительстве полагают, что журналисты могут быть разделены на два лагеря: те, кто поддерживает государство, и те, кто против него, подразумевая, что журналисты, которые критикуют правительство, должны быть «заглушены».
Это, по мнению Бейтсона, опасно в любом обществе, — но особенно в теперешней Украине, где критическая журналистика особенно необходима. «После того как были внедрены немногие реформы, страна вновь жестко развернулась к кумовству, — констатирует The New York Times. — Президент Петр Порошенко привел на пост премьер-министра близкого союзника, нарушая разделение законодательной и исполнительной власти, установленное после протестов на Майдане в 2014 году, приведших к свержению его предшественника. Он также добился назначения другого представителя своего клана, не имеющего юридического образования, на должность Генерального прокурора».
«Украина уже давно чувствовала на себе огневое превосходство пропагандистской машины России, — пишет далее NYT. — Киеву же для создания соответствующих пропагандистских проектов не хватает бюджета, но многие украинские издания и журналисты стараются избегать размещения негативных новостей, которые «выглядят плохо для своей страны» или «могли бы служить российской пропаганде». Украинские чиновники трактуют это нежелание как полезный политический инструмент. Теперь они пытаются объяснить любую критику в свой адрес как российскую «гибридную войну». То есть уподобляются г-ну Порошенко, который не так давно опроверг публикацию «Нью-Йорк Таймс», критиковавшей его неспособность справиться с коррупцией.
«Большинство высокопоставленных украинских чиновников избегают комментариев относительно обнародования имен и информации о журналистах, — заключает NYT. — Но они теперь должны действовать в соответствии с западными ценностями, о приверженности к которым постоянно заявляют, и осудить травлю журналистов…
Они также должны гарантировать, что сайт-нарушитель закрыт и что будет продолжено расследование в отношении тех, кто опубликовал персональные данные журналистов».