Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил сегодня, что в Кремле приветствуют судебное решение. И пообещал, что задействованные в процессе с российской стороны юристы дадут дополнительные комментарии по поводу вердикта Окружного суда Гааги…
В «контрнаступление» российские власти перешли в феврале прошлого года, когда был создан своего рода единый «командный центр» по противодействию экс-акционерам ЮКОСа. Силы были сосредоточены в свежеобразованной автономной некоммерческой организации «Международный центр правовой защиты» (МЦПЗ), причем дело ЮКОСа стало для нее первым. Государство, судя по всему, частично финансировало работу Центра.
Именно с этой организацией заключил договор Минюст России. Возглавил МЦПЗ бывший директор департамента экономического сотрудничества МИД России Андрей Кондаков (на этой должности он трудился 5 лет, с 2002 по 2005-й). Выбор на него пал не случайно: опытный и прекрасно разбирающийся в мировых финансовых вопросах российский дипломат пришелся как нельзя кстати. Кондаков владеет тремя языками (английский, французский, испанский), окончил МГУ, кандидат экономических наук.
Известно, что, когда Кондаков покинул внешнеполитическое ведомство, он возглавил Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР) — его акционерами являлись причерноморские государства. При этом его кандидатура годом ранее была представлена Владимиром Путиным, который в тот момент занимал должность премьер-министра.
Кондаков собрал армию из лучших юридических компаний мира: в США, Великобритании и Германии интересы России представлял White & Case, в Бельгии и Нидерландах – Hanotiau & van den Berg, во Франции – De Gaulle Fleurance & Associes. При этом Дэвид Голдберг, партнер компании White & Case, подтверждал, что обязан согласовывать свои действия с МЦПЗ.
Также стоит отметить, что во время работы в МИД Кондаков, в том числе, занимался вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и неоднократно отвечал на вопросы прессы по данной теме. Занимался он и научной деятельностью. В частности, дипломат опубликовал целый ряд работ, одна из которых получила название «Россия — ВТО: на финишной прямой».
Г-н Кондаков крайне неохотно дает интервью. Попытки нашей редакции на ранней стадии судебных разбирательств получить у него комментарии не увенчались успехом. Одним из последних публичных выступлений Кондакова в прессе стала его беседа с журналистом в 2014 году по поводу Черноморского банка: тогда Кондаков утверждал, что банк профинансировал проекты на 3 млрд евро на постсоветском пространстве, а также в Болгарии, Греции, Албании и Турции.
Напомним, что ранее интересы России в деле по иску ЮКОСа представляли американские юристы, что некоторые эксперты назвали «диверсией».
Между тем экс-акционеры ЮКОСа не оставили надежд выиграть иск — они намерены обжаловать сегодняшнее решение (теоретически это возможно сделать в Апелляционном и Верховном судах Нидерландов.