Напомним, что экс-глава службы безопасности ЮКОСа Алексей Пичугин в 2007 году был приговорен к пожизненному наказанию в колонии строгого режима за, как посчитал суд, организацию убийств и покушений, в частности — мэра Нефтеюганска Владимира Петухова, в чем сейчас СК обвиняет экс-главу ЮКОСа Михаила Ходорковского.
При этом ЕСПЧ признал, что в отношении Пичугина были нарушены статьи Европейской конвенции по правам человека.
10 июня пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что в Кремле не получали прошения Пичугина о помиловании, о котором ранее говорил его адвокат. Песков заявил, что это прошение было отклонено «на более ранней стадии», предположив, что кандидатура Пичугина не была рекомендована президенту губернатором Оренбургской области Юрием Бергом (в области расположена колония «Черный дельфин», где находится экс-сотрудник ЮКОСа).
В самой области, однако, опровергли заявление Пескова. Портал ural56.ru передает слова главы пресс-службы правительства Оренбургской области Елены Лапаевой, согласно которым губернатор не может влиять на процесс помилования (по Конституции это право закреплено лишь за президентом) и «не ставит ни одной подписи» на связанных с этим документах.
«Он лишь ознакомляет осужденного с результатом, который выносит глава государства», — пояснила Лапаева.
Добавим, что процедура помилования в РФ не предполагает признания заключенного в совершении им преступления, однако в годы президентства Путина это стало практически необходимым условием. Исключением явились ряд наиболее громких случаев: в частности, освобождение Михаила Ходорковского и Надежды Савченко, за которую в Кремле под камеры попросили родственницы журналистов, якобы погибших по ее вине.