Впрочем, творческий дуэт Обухов—Рашкин пишет письма президенту не реже, чем некоторые акулы пера. К примеру, недавно они написали Путину, чтобы он отменил закон о капремонте жилых домов. Закон продолжает работать. Поэтому на их очередное произведение можно было бы не обращать особого внимания, однако неожиданно коммунистов поддержал сенатор, член Комитета по международным делам Игорь Морозов. По его словам, если террористические угрозы не останавливают российских туристов, то их должен остановить указ президента.
Однако и сенатор от рязанской области Игорь Морозов известен как человек эксцентричный, и очень часто его личное мнение не совпадает с позицией остальных сенаторов. Чтобы глубже понять позицию сенаторского корпуса, я позвонил заместителю председателя Комитета СФ по международным делам Андрею Климову. Он начал издалека:
— Игорь Морозов высказал свое личное мнение, комитет эту тему будет обсуждать не раньше понедельника. Но если вы хотите знать мою точку зрения, то я еще два года назад начал предостерегать людей от поездок в Египет. Там уже тогда бог знает что творилось, но, к сожалению, туристическое лобби закрывало на это глаза — и свои, и туристов. Люди сотнями тысяч летали туда, где опасно для жизни. Дело окончилось трагедией. Сейчас те же террористические опасности распространяются на другие страны, принимающие наших туристов. Да, Конституция позволяет любому гражданину выезжать в любую страну, но не должно быть так, чтобы его потом пришлось хоронить.
То, что сказал Климов, — уже очень серьезно. Это означает, что сенаторский корпус может поддержать запрет на курорты Турции и Туниса. Где же тогда отдыхать россиянам?
Игорь Морозов предлагает «воспользоваться текущим моментом и заменить в сердцах россиян Тунис и Турцию на курорты Северного Кавказа или знакомый с детства Крым». Если говорить о лете, то — нет проблем. Но миллионы россиян привыкли греться на солнце еще и в новогодние каникулы. Представляю себе сенатора Игоря Морозова, который «воспользовался моментом» и залез в январе в Черное море…
— Да, на российских курортах зимой в море не поплаваешь, — вздыхает сенатор. — Но есть немало стран, где тепло, спокойно, и отношение к россиянам — очень дружелюбное. Это — Куба, Вьетнам, Камбоджа… Они ждут наших туристов. Вопрос только в том, как их туда доставить.
Как мне пояснили туроператоры, Камбоджа — это, конечно, хорошо, но регулярного воздушного сообщения у России с ней не существует. А что касается Таиланда и Вьетнама, то — нет проблем взять билет на регулярный рейс за 70 тысяч рублей. В то время как чартер в Турцию обходится в 22 тысячи в оба конца.
То есть, если небо над Ближним Востоком продолжат закрывать, зимний отдых на теплых курортах станет уделом избранных. Безопасность, конечно, того стоит. Если это делается ради нее. Но так ли это?
— Если бы речь шла о безопасности, то нужно не отменять полеты по отдельным направлениям, а последовать опыту Израиля, — сказал «МК» гендиректор Центра политических технологий Игорь Бунин. — После того как Россия вступила в борьбу с радикальной частью ислама, которая применяет любые средства устрашения, нужно быть готовым к ударам по любому направлению. И, по примеру Израиля, брать под свой контроль все авиарейсы, на которых есть наши граждане, и передачу багажа независимо от того, какой стране принадлежит аэропорт. Да, это было бы дорого…
Однако об этом речи не идет. Какова же тогда мотивация желающих ужесточить «небесные законы»?
— У каждого — своя, — отвечает Бунин. — Коммунисты, выступившие с этим предложением, ориентированы на своего избирателя, который за границу не ездит и полагает, что чем реже это будут делать соотечественники — тем лучше. В последнее время, правда, к КПРФ стали присматриваться более современные слои общества. Это не нравится власти и, предлагая меру, которая оттолкнет от КПРФ «продвинутых», коммунисты демонстрируют свою лояльность: «Нам достаточно своего избирателя, а чужого мы уводить не собираемся, на модернистские слои не претендуем». С Игорем Морозовым тоже все понятно. Он тесно связан с глазьевской группировкой, которая хочет дирижизма, закрытого общества, крепкого рубля, не связанного ни с долларом, ни с евро. Это проще сделать, если люди вообще перестанут тратить деньги на зарубежный отдых. А власть не отвергает такие инициативы сразу, потому что хотела бы проверить: а как к ним отнесется общество? Потому что Путин сейчас тоже находится в «точке бифуркации» и должен сделать выбор: продолжать закрывать стану от мира со всеми последствиями или начинать делать шаги по возвращению в мировое сообщество.