— Есть несколько инициатив по изменению Конституции: инициативной группы, за которой стоит Гражданская платформа «Достоинство и правда», Либерально-демократической партии и Партии социалистов. Инициативная группа обратилась в Центральную избирательную комиссию с запросом о сборе подписей для проведения общенационального конституционного референдума. ЦИК, в свою очередь, направила проект закона, который предлагается вынести на референдум, на заключение в Конституционный суд, и тот постановил, что такой законопроект можно выносить на плебисцит. По этому проекту, предлагается изменить четыре статьи Конституции: уменьшить число депутатов со 101 до 71, ввести прямые выборы президента (сейчас он избирается в парламенте тремя пятых голосов), отменить депутатский иммунитет и узаконить импичмент президента через референдум по инициативе одной трети депутатов. Теперь инициативная группа должна получить в ЦИК подписные листы и собрать в течение месяца не менее 200 тысяч подписей в поддержку референдума. Если подписи будут признанны действительными, парламент должен назначить такой референдум.
— Либерал-демократы и социалисты настаивают на изменении только одной статьи Конституции: о способе избрания президента. Они выступают за его прямые выборы. Три другие парламентские партии — демократы, либералы и коммунисты — этому противятся.
— Пока никакой ясности, состоятся ли вообще какие-то референдумы по изменению Конституции, а если и состоятся, то когда, нет. Молдова находится в глубоком политическом кризисе. У нее нет правительства, если его и утвердят, то это будет уже четвертый кабинет министров в этом году. В марте следующего года истекает срок полномочий президента Николае Тимофти. Большинства в 61 голос в парламенте для избрания его преемника нет. Если не будет утверждено правительство, или не будет избран президент, должны быть объявлены досрочные парламентские выборы.
Пока власти отказываются выполнять главные требования протестующих — об отставке президента и досрочных выборах. Конституция запрещает такие выборы в последние шесть месяцев мандата президента, то есть до конца марта 2016 года. Если нового президента удастся избрать, то этот парламент протянет как-нибудь весь свой мандат до 2018 года. Посол США в Молдове Джеймс Петтит, выступая недавно перед студентами в одном из университетов, высказался против досрочных выборов в Молдове. Западники, которые сделали ставку на эту власть, будут до последнего пытаться сохранить своих «сукиных сынов», потому что лучше всех понимают, что у тех нет никаких шансов на досрочных выборах, а замена им пока не подготовлена. Экс-комиссар ЕС Штефан Фюле, выступая на этой неделе в Кишиневе, признался, что он уже не понимает, что такое «проевропейское» правительство в Молдове, что молдавские политики использовали «проевропейскую» риторику как алиби, для проведения политики, которая ничего общего с ЕС не имеет,. Но при этом Фюле все равно настаивал на выполнении Соглашения об ассоциации с ЕС.
— Таких больших митингов, как в сентябре-октябре, по 40-50 тысяч человек, сейчас нет. Но протесты продолжаются в режиме нон-стоп. В центре Кишинева разбиты два палаточных городка, примерно по 200 палаток в каждом: один — платформой «Достоинство и правда», другой — Партией социалистов Игоря Додона и «Нашей партией» Ренато Усатого. Каждый день протестующие пикетируют то администрацию президента, призывая его уйти в отставку, то Национальное агентство по регулированию в энергетике, требуя отменить новые, повышенные на 30-40% тарифы на электроэнергию и газ, то офисы олигарха Влада Плахотнюка, от которого, как считает оппозиция, исходит все зло в Молдове. Летние палатки меняют на зимние, оборудуют их печками, в общем, готовятся к длительной осаде.
— В случае новых выборов какие силы могут одержать на них победу? Каким может быть расклад в новом парламенте
— Досрочные выборы станут катастрофой для партий нынешней коалиции. На этой неделе были опубликованы результаты опроса общественного мнения, проведенного Международным республиканским институтом из США. По этому опросу, партия Филата вообще не преодолевает шестипроцентный барьер и не проходит в парламент, а демократы и либералы получают по 7%. Оппозиция — «Наша партия» и социалисты — получили бы половину мандатов (29 мест у партии Усатого и 21 у партии Додона). 80% респондентов считают, что страна движется в неправильном направлении, двое из трех хотят досрочных выборов, девять из десяти хотят напрямую выбирать президента, большинство выступает за присоединение к ЕАЭС.
«Проевропейские» партии пугают своих западных покровителей тем, что если их не поддержать и дальше, то к власти в Молдове «придет Путин». Американцев и европейцев и пугать особенно не надо, они сами сделают все, чтобы не допустить такого разворота событий. Так что, в ближайшие недели и месяцы мы будем наблюдать отчаянные попытки сохранить эту перевернутую пирамиду: внизу — крайне непопулярная власть, а сверху на нее давит груз народного недовольства, социально-экономических проблем и политической оппозиции.