«Очевидно, что ответ «нет» [ассоциации ЕС с Украиной] победил с подавляющим превосходством, – отметил в телевизионном выступлении голландский премьер Марк Рютте. – Если явка составила больше 30% (необходимая цифра, чтобы референдум считался состоявшимся — «МК») с таким перевесом на стороне голосовавших против, я считаю, нельзя просто пойти дальше и ратифицировать документ». Того же мнения придерживается и партнер Рютте по правящей коалиции Дидерик Самсом: «Мы не можем ратифицировать договор в подобной ситуации».
Однако что именно намерено предпринять голландское правительство, пока неясно. Рютте пообещал проконсультироваться на этот счет с парламентом и европейскими партнерами, однако этот процесс, по словам политика, может занять «дни или недели».
Евроскептики тем временем, уже празднуют победу, говоря не только о провале идеи ассоциации ЕС с Украиной, но и о разочарованности голландцев в собственном правительстве и общеевропейской политике. «Похоже, голландцы сказали нет европейской элите и договору с Украиной, – отреагировал на предварительные итоги референдума в своем микроблоге нидерландский политик Герт Вилдерс, известный своей жесткой антиисламской риторикой. – Начало конца ЕС».
Впрочем, считает оценки, подобные вилдерсовской, преувеличением. «Голландцы вообще любят голосовать поперек, они уже это продемонстрировали во время референдума по проекту Конституции ЕС в 2005 году, – напомнила эксперт «МК». – Тогда это был более сильный удар».
«Технически результаты голосования мало что изменят, – полагает Ольга Потемкина. – Соглашение об ассоциации ЕС с Украиной все равно действует, во временном режиме, и я ни за что не поверю, что Брюссель от него откажется: это был бы большой удар и по программе Восточного партнерства, и вообще по внешней политике Евросоюза. В условиях кризиса, переживаемого ЕС, этот референдум — не самая большая проблема. Конечно, он укрепляет позиции евроскептиков, – хотя тенденций к дезинтеграции нет, – и в этом смысле результаты голосования важны. Но не думаю, что стоить ожидать изменений в политике Брюсселя».