20 апреля 2016 года Госдума приняла в первом чтении законопроект, подготовленный рабочей группой при Администрации Президента с участием Минюста и внесенный депутатами из всех думских фракций. В нем предлагается уточнить понятие «политическая деятельность» — как известно, наличие этой самой деятельности вкупе с получением хоть одной копейки или доллара от иностранцев или россиян, имеющих денежные средства иностранного происхождения, является основанием для включения в реестр НКО-«иностранных агентов». А «политической деятельностью» авторы законопроекта считают и «публичные обращения к государственным органам», и «иные действия, оказывающие влияние» на деятельность этих органов или должностных лиц, и «участие в организации и проведении публичных дискуссий», и распространение, в том числе через Интернет, «оценок принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики».
Многие благотворительные организации с незначительной долей иностранного финансирования, до сих пор не попавшие в реестр, при такой формулировке оказались бы в нем неминуемо: их представители ведут общественную деятельность, участвуют в круглых столах и дискуссиях в СМИ, работают в экспертных советах при органах власти…
Ко второму чтению законопроект будет скорректирован. Принятый в первом чтении в тексте оговаривал, что «к политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества» — но лишь «при условии», если эта деятельность… не является политической в том самом широчайшем смысле слова и не выходит «за пределы (рамки) соответствующей области деятельности». Внесенная главой Комитета по общественным объединениям и религиозным организациям Ярославом Ниловым (ЛДПР) поправка предлагает убрать слова про «условия», при которых благотворительные и прочие социально ориентированные организации могут попасть в реестр иноагентов. В разговоре с «МК» депутат назвал эту поправку «согласованной» и сообщил, что Госдума может принять законопроект во втором и третьем чтении уже на следующей неделе.
Директор фонда помощи детям с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями «Подари жизнь» Екатерина Чистякова сказала «МК», что «обсуждались возможные тексты поправок, среди них были и те, которые казались нам более совершенными». Предложение г-на Нилова, по ее словам, «просто возвращает нас к тому, что есть сейчас, восстанавливает статус-кво. Это, конечно, компромисс, но он хотя бы не ухудшает ситуацию».
Если посмотреть действующую редакцию Закона «О НКО», то можно убедиться, что г-жа Чистякова права: поправка фактически возвращает оговорку про благотворительные и иные выполняющие социальные функции организации к нынешнему ее виду.
«Поправка улучшает текст законопроекта, но только в этой части», — сказал «МК» глава СПЧ Михаил Федотов: всеобъемлющее понятие политической деятельности осталось, а «под него подпадает любая публичная деятельность — хоть гаражного кооператива, хоть секции йоги».
«В любом случае надо помнить, что есть решение Конституционного суда, который прямо признал понятие «политическая деятельность» оценочным, и, если какая-то НКО, пусть экологическая, получая иностранное финансирование, будет одновременно заниматься геополитическими вопросами, ничто не мешает Минюсту признать ее «иностранным агентом», — считает г-н Нилов…
Сейчас в реестре НКО-иноагентов 126 организаций. 12 из них «прекратили выполнять функции иностранного агента», перестав получать иностранное финансирование, 17 ликвидировались.