Законопроект был внесен в парламент в феврале 2016 года депутатами Виктором Казаковым («СР») и Александром Ющенко (КПРФ). Представители Министерства связи и массовых коммуникаций дали тогда понять, что с ними при написании документа не консультировались. Правительство вообще не прислало официальный отзыв на инициативу, что не помешало ей быть принятой, а это значит, что рождалась она при покровительстве Администрации президента.
«Актуальность принятия законопроекта обусловлена степенью общественной значимости деятельности новостных агрегаторов в сети «Интернет» в силу значительного охвата аудитории», он будет «способствовать противодействию распространения в сети «Интернет» фальсифицированной информации», — утверждали авторы. Они предложили поручить Роскомнадзору вести реестр агрегаторов.
Ими теперь будут считаться русскоязычные новостные сайты, сайты, распространяющие рекламу на русском языке и направленную на российских потребителей, а также сайты на языках народов РФ.
Критерий попадания в реестр — более 1 млн. посетителей в течение суток. Последствия попадания в реестр — обязательные для исполнения правила.
Резкое неприятие со стороны интернет-отрасли и беспокойство печатных СМИ вызвало одно из них — возложение на агрегаторы ответственности за распространение недостоверной информации, даже если она является дословным воспроизведением сообщений и материалов зарегистрированных в России СМИ. Это фактически превращало агрегаторы в СМИ, которые должны заранее проверять достоверность информации.
Ко второму чтению, доложил в зале глава профильного Комитета по информполитике, информтехнологиям и связи Леонид Левин («СР»), в текст законопроекта была внесена поправка, которая «освобождает владельца новостного агрегатора от ответственности за дословную перепечатку сообщений из СМИ, зарегистрированных в соответствии с российским законодательством».
Эта и ряд других поправок были предложены отраслью и внесены за подписью г-на Левина. «Примером эффективного взаимодействия» государства и интернет-индустрии названа работа над законопроектом в заявлении Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК).
Среди прочих было учтено предложение не ограничивать иностранное участие в новостном агрегаторе, если этот агрегатор зарегистрирован в качестве российского юрлица (авторы хотели запретить иностранцам и россиянам с двойным гражданством владеть агрегаторами, а долю иностранного участия в их капитале ограничить 20%).
Законопроект дает право «уполномоченным государственным органам» (каким именно — не уточняется) в случае обнаружения на агрегаторе «фактов фальсификации общественно значимых сведений, распространения недостоверной общественно значимой новостной информации под видом достоверных сообщений» обратиться в Роскомнадзор с требованием принять меры по удалению этой информации.
Роскомнадзор, в свою очередь, обязан будет в течение 24 часов направить соответствующее требование агрегатору, приложив к нему решение суда или государственного органа. За отказ требование исполнить Кодекс об административных правонарушениях обещает гражданам штраф от 50 до 100 тысяч рублей, должностным лицам — от 200 до 400 тысяч рублей, и юридическим лицам — 600 тысяч до 1 млн. рублей. Стоит заметить, что первоначальная редакция законопроекта предлагала более высокие штрафы…
По мнению РАЭК, недоговоренности из текста законопроекта убраны не полностью — например, не внесена поправка, которая исключила бы вероятность попадания под его действие блогеров.