Как грибы после дождя вырастают на Донбассе недорогие столовые. Фото: Олег Ермишин.
В пятницу центр города был плотно оцеплен серьезными автоматчиками и патрулями полиции. Военные в разговоры не вступали, а полицейские обыденно сообщали: «Первый приехал! Дальше идти нельзя!» В переводе на общечеловеческий это означало заседание Народного совета в присутствии Александра Захарченко. Там, почему-то строго без прессы, вручали новые паспорта ДНР всем депутатам подряд.
Свобода передвижения — одна из важных тем. Российские пограничники на переходе Успенка в разговорах подтверждают, что с паспортами ДНР через границу приказано пускать, но самих паспортов они еще не видели. Не видели их толком даже в пресс-службе ДНР. Но людей, которые утверждают, что с этими паспортами можно покупать билеты на самолет из Ростова в Москву, можно свободно встретить в любом центральном кафе города. Правда, единственным человеком, который лично пересек границу с местным паспортом и сообщил об этом публично, пока остается глава администрации Донецка Игорь Мартынов, который и соответствующее фото на своей странице в соцсетях разместил.
Интересна схема поездок в Ростов-на-Дону. Кроме застревающих в очередях на границе автобусов и такси существует «быстрый» путь. Машиной до перехода в селе Успенка, пешком без очереди через границу и дальше до Ростова уже местным такси. Водители давно поделены и берут по-божески — 2000 рублей за поездку.
Сложнее схемы пересечения линии фронта. Здесь можно в очередях и заночевать. Особенно затруднен сейчас выезд из Донецка в сторону Майорска, Курахово или Мариуполя. Таможня ДНР не справляется с регистрацией всего выезжающего потока людей. Но и тут есть свои схемы. Сайты поиска попутчиков вполне эффективно работают и для Донецка. Очень часто здесь можно нарваться на диспетчера, набирающего клиентов для очередного ежедневного рейса. Цена стабильна — 300 гривен (900 рублей) с человека за дорогу в одну сторону. И никаких очередей!
«Год уже езжу в Донецк и обратно, — рассказывает «мой» водитель Саша. — Нас на всех постах уже хорошо знают и ценят. Цены на проезд без очереди — как договоришься. Можно ехать на семиместном микроавтобусе, а можно, как сегодня, на «Ланосе» с тремя клиентами. Поэтому на украинских блокпостах берут от 100 до 200 гривен с машины. На блокпостах ДНР с постоянными клиентами тоже охотно работают. Но тут как попадешь. На Еленовке каждые трое суток ротируется смена. Одна берет всегда, с другой приходится договариваться подольше. С украинцами же проще, у них полностью команды на блокпостах не меняют, всегда остаются старожилы, которые знакомят новичков с местными способами заработка».
Государственным служащим самопровозглашенной республики не очень рекомендуют ездить на территорию, подконтрольную Украине. Обратного потока и вовсе нет. Недавно глава военно-гражданской администрации Донецкой области Павел Жебривський распорядился «спустить» на украинские блокпосты списки государственных служащих, которых не следует пускать в Донецк.
Но, правда, все больше становится тех, кто уже никуда не едет и пытается строить жизнь и бизнес в родных городах ( «Возвращаются люди с деньгами! Скоро работа появится. Жизнь налаживается!»).
Андрей, предприниматель из Донецка, горячо пояснял мне, сидя в приличном итальянском ресторане на ярком и чистом бульваре Пушкина: «Посмотри, какой отличный кофе мы пьем! Он стоит 32 рубля. Ты в Ростове в автомате кофе дешевле 50 рублей видел? А водку по 70 рублей за бутылку, проезд по 3 рубля? У нас все в порядке с ценами, «коммуналка» дешевле российской и украинской в разы, товаров завезли, супермаркеты продуктами уже забиты. Нам бы теперь экономику хоть как-то запустить. Мне коммерческий директор сегодня звонил, говорил, что за март впервые ни одного бизнес-контакта с Украиной — блокада, вывоза нет! К рублям все адаптировались полностью. Но Россия, единственный рынок сбыта, не особо пускает. Ты понимаешь, что у нас территории с гулькин нос, а промышленные мощности здесь просто избыточны! А Россия с 1 января Украине пошлины ввела 15%, отменила действие норм Таможенного союза из-за ассоциации с ЕС. Так эти же 15% и для нас автоматом ввели! Делают наш товар неконкурентоспособным. Для предпринимателей Львова и Донецка — все одинаково! Напиши об этом в Москве!».
Еще Андрей жаловался, что партии товара для Южного федерального округа у него отгружаются ежедневно, но не помногу. «А брокеры таможенные берут от 15 000 рублей за любую партию, — горячился донецкий бизнесмен. — Я из Ростова-на-Дону в Донецк любые запчасти для машин могу свободно везти в багажнике, а обратно — нет. Вот бы пускали товар до 100 кг без пошлин. То, что в багажнике «Жигулей» помещается! Мы бы хоть выдохнули тут».
В Донецке действительно полно парадоксов. Коммунальные платежи в свое время заморозили и перевели в рубли по низкому курсу — 1 к 2. Я созванивался с обычной донецкой семьей Комариных из Пролетарского района, одних из героев старых публикаций «МК». Они за трехкомнатную квартиру в 60 кв. м зимой в Донецке платят в общем итоге 1200 рублей в месяц.
Главная проблема — мало работы и денег. Зарплаты в пять тысяч рублей считаются очень приемлемыми, за работу держатся как нигде. Главный живой бизнес — розничная торговля продуктами и товарами первой необходимости. Как грибы после дождя вырастают недорогие столовые. Одна появилась в подземном переходе напротив бывшей обладминистрации, которую нынче зовут домом правительства ДНР. Цены за любую позицию в меню — от 16 до 35 рублей. Народу в зале немного — дороговато, лучше дома…
Цены на аренду коммерческих площадей в центре — на уровне коммунальных платежей. Квартиры и дома тоже можно снять — за цену тепла и электричества на счетчике и «охрану». Предприятия всегда платили за ту же электроэнергию по специальным ценам. В близком украинском Мариуполе электроэнергия для коммерческих объектов стоит 1,92 гривны за кВт (7,3 рубля по нынешнему курсу). В Донецке тот же кВт обойдется в 3,32 рубля. Более чем в два раза дешевле. Первый год войны за нее вообще не платили. Сейчас появились механизмы, фирмы-прокладки между ДНР и украинскими хозяевами электрогенерации.
Орудия под Авдеевкой гремят каждый день. Но, пока война не залетает в город, все изо всех сил держатся за мирные занятия.
2018-09-01
2018-08-27
2018-08-23
2018-08-23