Рядовые жители республики признают День мира одним из самых значимых праздников в своей жизни, но считают, что о роли непосредственных борцов с терроризмом нынешние власти часто забывают. С многочисленных праздничных сцен Чечни преимущественно выступали чиновники, общественные деятели, артисты, а вот ветеранов войны почти не было. При этом по сложившейся традиции людей на праздник собирали в добровольно-принудительном порядке.
В свою очередь глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, за 7 мирных лет безработица в республике сократилась на 64%, а инвестиции увеличились на 148%. По его словам, благодаря «бессмертному подвигу» его отца Ахмат-Хаджи Кадырова, сегодня чеченцы живут в одной из самых спокойных республик России.
Между тем, оценивая экономический рост республики, следует иметь ввиду, что с 2007 по 2015 годы Чечня получила дотациями из федерального бюджета 539 млрд рублей. Для сравнения, на строительство космодрома «Восточный» было выделено 160 млрд рублей. По данным Минфина России, республика зависит от дотаций на 81,6%.
С безопасность тоже не все гладко. Например, в конце марта этого года в республике были похищены местные деятели науки и культуры Ризван Ибрагимов, Абубакар Дидиев и Хусейн Бетельгериев, которые посмели усомниться в правильности проводимой в республике политики. Через несколько недель они вернулись домой, полностью признав свою ошибку. А когда за пострадавших начинают вступаться правозащитники, например, из Комитета по противодействию пыткам, их офис штурмуют и сжигают неравнодушные жители Чечни, которых потом никто не может найти.
Эксперты «МК» считают, что Кадыров смог стабилизировать ситуацию в республике, но при выстроенной им социально-экономической и политической системе никакого дальнейшего развития быть не может.
— Несмотря на то, что террористическая угроза в Чечне сохраняется, в целом в республике удалось достигнуть некой стабильности. Но война закончена и теперь нужно думать о дальнейшем развитии. И тут, по сравнению с соседним Дагестаном, можно сказать, вообще не чувствуется жизнь. Дело в том, что движение вперед обеспечивается за счет наличия различных взглядов и их взаимодействия, а не только борьбу между собой. Поэтому нынешняя политическая система в Чечне должна быть реформирована.
— Во-первых, ситуация в Чечне сложно оценить объективно, потому что поступающая из нее информация очень скудная. Конечно, в последние несколько лет в Чечне стало происходить гораздо меньше террористических актов, но мы не знаем насколько качественно изменилась ситуация. В первую очередь здесь следует учесть отъезд большого количества радикалов на Ближний Восток, из-за чего изменилась структура террористического подполья на Северном Кавказе. И это нельзя назвать исключительной заслугой Кадырова. Наоборот, есть сомнения, что на фоне ухудшения социально-экономической ситуации в России глава Чечни сможет сохранить стабильность в республике, когда боевики вернуться домой.
Во-вторых, экономический потенциал Чечни находится на нуле. Если сравнивать реальную численность населения республики с тем, сколько денег выделяется на ее развитие, то по дотационности она оказывается на первом месте в России. Так будет оставаться и в будущем. Там нет крупных предприятий, способных стать локомотивами роста, в горнолыжный комплекс в селе Ведучи вообще является воздушным замком — туристы туда не едут и никто не знает, в каком состоянии находится местная инфраструктура. Кроме того при запредельном уровне коррупции и отсутствии всяких гарантий со стороны федеральных и местных чиновников туда не пойдет ни один бизнесмен.
Однозначным результат правления Кадырова стало то, что сегодня, попытавшись изменить систему власти в Чечне, Кремль рискует нарваться на серьезные потрясения в республике. В свое время Москва дала Кадырову практическую неограниченную власть для борьбы с терроризмом, и он воспользовался ею в том числе для того, чтобы уничтожить всякую альтернативу своему режиму.