— Сейчас появилось много добровольцев. Я, например, реставратор, это моя основная работа, которую я делаю для храма, — деловито рассказывает Ольга, одна из тех, кто помогает подготовить церковь к празднику. – Но перед Пасхой не только многие постоянные прихожане помогают. Приходят иногда неожиданные люди, бывает, даже сотрудники крупных корпораций.
— Понимаете, это служение Богу, — веско замечает Ольга.- Тем более Пасха – один из двух главных праздников для православных христиан! Мы убираем наш дом, почему мы не должны убрать храм? Люди годами ходят на службы, а потом понимают, что это стало частью их жизни. Не надо думать, что подготовка ведется в четверг или за неделю до Пасхи. Кропотливая работа не прекращается целый месяц. Особое внимание уделяется старинным иконам. Их протираем особыми средствами, реставрируем, очищаем от копоти.
-Что вы! – отмахивается Ольга. – С реставрацией во многих храмах дела очень плохи. Местные умельцы образование, что называется, на коленке получают. Нанимать реставратора очень дорого, поэтому некоторые священники учатся на курсах, но это в лучшем случае. А если вдруг приходит неграмотный реставратор, некомпетентный, может использовать неправильные химикаты, разрушающие иконы, и испортить их навсегда.
В маленьком подсобном помещении с низким потолком, куда мы перемещаемся, громоздятся вазы для цветов, на Пасху они будут полны роз и лилий. Но пока их надо отмыть и вычистить.
— Сейчас я вам покажу, как мы делаем композиции, которыми украшаем храм. Вот, смотрите, — указывает она на зеленый брикет размером с кирпич, — это флористическая губка. Мы ее погружаем в воду, она пропитается, и мы вставим в нее цветы. Благодаря такой губке букеты долго сохранят достойный вид. Цветы, конечно, предпочтительно взять белые, с толстым стеблем. Колючки с роз срежем — это чтобы дольше стояли.
— Искусственные цветы не используется?
— Искусственные нежелательны.
Брикет наполняется водой, тяжелеет вдвое.
— Теперь обернем его в пленку, чтобы вода не вытекала, — говорит Ольга, надевая перчатки, — флористическая губка очень вредная для кожи, к ней нельзя прикасаться голыми руками. Потом сделаем композицию. В Христово Воскресение церковь будет утопать в цветах. Тут нужно быть художником, творческим человеком. Не достаточно просто посмотреть фотографии в интернете.
Генеральная уборка в храме начнётся только поздним вечером, когда завершится служба. А пока Ольга по-хозяйски показывает мне те места, где будут установлены цветы: около икон, иконостаса.
— А есть какие-то правила при выборе цветов?
-Около иконы Божьей Матери принято ставить лилии. Остальные подбираем по оттенкам, так как они имеют символическое значение.
Мы подходим к иконе мученика, погибшего за веру в советские годы.
— Я, например, смотрю на этот образ, — продолжает Ольга, — и думаю, какой букет я бы преподнесла ему, если бы он был жив.
К десяти часам вечера храм пустеет, добровольцы рассредотачиваются по храму, протирают иконы вместе с сотрудниками церкви.
— Вот, Дима, — указывает Ольга на молодого человека в кротком пальто, и в ответ на его приветствие просит. – Расскажи, как ты стал помогать храму?
Дмитрий подходит степенно и чинно кланяется.
-Это, конечно, чудо, — протяжно говорит он, отстраненно глядя куда-то в сторону. — Понять бы его значение. Бабушка моя ярая атеистка, а я вот вырос верующим человеком. В детстве меня отпускали в храм с боем. Сейчас прошу священников сделать меня алтарником либо чтецом. Пока вот хожу помогаю убираться.
Потом, когда я отчищала одну из колон храма при помощи губки и моющего средства, Дмитрий подошёл мне помочь, а затем взялся привести в порядок оклад иконы.
— Стекла, за которыми стоят образа, протираем спиртом. Новые подсвечники и ручки дверей нашатырным спиртом, — консультирует он, показывая проделанную работу.- Старые подсвечники прочищаем пылесосом выдувая всю грязь. Скребком отчищаем пол от восковых следов.
Трудовой день у сотрудников храма и добровольцев закончился к 11 часам вечера.
— Я думаю это стоит того, — делится Дмитрий. – Мы стараемся для Бога, и для своего духовного роста, ведь останавливаясь, мы на самом деле опускаемся вниз.