фото: pixabay.com
Помимо очевидных минусов падение рубля принесло нашей стране пусть не столь очевидные, но все же плюсы. Среди них — рост привлекательности России для держателей «твердой» валюты, на которую теперь здесь можно купить вдвое больше, чем до кризиса. Заметное усиление притока иностранных туристов в этой связи уже началось, и это придает всей нашей сфере гостеприимства в целом и подготовке ее кадров в частности особое значение. Но вот незадача: наши абитуриенты все чаще предпочитают учиться этому ремеслу не на родине, а за рубежом. А выучившись, норовят там остаться работать. Почему?
■ ■ ■
Труднейший экзамен в швейцарской Академии кулинарного искусства в разгаре. За 5 отведенных на него часов бригаде экзаменуемых студентов (как оказалось, преимущественно китайских) предстояло сначала подтвердить знание европейской кухни путем приготовления закусок — салатов, рулетов и прочих гастрономических изысков, а затем, уложившись в тот же срок, все за собой помыть и убрать.
Оставив китайцев метаться среди экзаменационных груд зелени и кипящих кастрюль и кинув последний взгляд на ящик с бананами и приколотой запиской: «Просьба не есть!», участники форума перешли в другую аудиторию. Там будущих специалистов гостеприимства учат приносить-уносить еду, а также сервировать столы на разный манер: по-английски, французски и даже по-русски. (Русским стилем здесь почему-то считается подача общего, одного на всех блюда с закусками.) Это — азы для младших курсов, равно как и работа на кухне институтской столовки, где завтракают, обедают и ужинают все студенты и преподы. Для старших курсов бакалавриата более продвинутая программа: каждый день один из учащихся назначается шеф-поваром и вместе со своей командой готовит блюда текущего меню, которые затем и съедаются в столовке.
Студентов посильнее допускают к готовке для городских фестивалей. А лучшие из лучших поощряются особо: в общежитии их селят в комнату — точную копию апартаментов в одном из ведущих отельных брендов мира. Причем лидеров, как уточнили «МК», определяют не только по их отметкам, но и по отношению к учебе. Основные учебные аудитории также носят имена ведущих мировых отелей.
■ ■ ■
В индустрии гостеприимства нет мелочей — таков главный слоган вуза сферы гостеприимства HiМ. Поэтому учат здесь в условиях, приближенных к реальности.
Вот специально построенные учебные стойки регистрации, ресторанные столики с посудой и муляжи багажа. Чемоданы и сундуки, даром что ненастоящие, как убедился «МК», и по размерам, и по весу не уступают реальным. И будущий гостиничный персонал всерьез учат, как с ними управляться, хотя институт, понятно, готовит не привратников. Просто здесь считают, что никакая, даже самая черная работа, не зазорна, а будущие управляющие должны на собственном опыте знать и ее.
В этом, разъяснила «МК» менеджер по обучению одной из крупных международных сетей отелей Нелли Навасардян, кроется один из главных водоразделов между российским и европейским образованием в сфере гостеприимства, что, впрочем, закономерно. В Швейцарии, рассказал «МК» глава академического отдела SEG Эмануэль Донхаузер, «этот вид образования изначально ввело не министерство образования, а бизнес-представители лучших отелей страны. Вследствие этого наша модель образования в области гостеприимства отличается крайней практикоориентированностью, а наши студенты знают и что надо делать (академическая составляющая), и как это делать (практика)».
■ ■ ■
— На каждом курсе у нас обязательная практика, с каждым годом все более сложная и индивидуальная, — рассказал «МК» четверокурсник вуза HTTI (г. Нёшатель), россиянин Алексей Яковлев. — Например, на 2-м курсе надо полностью организовать и провести банкет на 80 персон: придумать его тему, меню и художественную часть — даже найти деньги. (Как оказалось, банкет устраивается на средства, заработанные самими студентами-устроителями: кто-то за небольшую плату стирает и гладит рубашки своих ленивых соучеников, кто-то открывает в вузе однодневные СПА. Так с молодых ногтей будущие воротилы гостиничного бизнеса учатся крутиться. — «МК»). На 3-м курсе группы из 5 человек получают проекты, связанные с бизнесом. Например, фейковый отель со всеми данными о его инфраструктуре, некогда позитивном развитии, а затем упадке. Задача — «поднять» его за три условных года (9 реальных недель симуляции), а затем написать отчет в 3 тыс. слов и защитить проект с объяснением причин своих решений и обоснованием предпринятых шагов: изменение цен на комнаты, накопление денег на счетах, усиление контроля за персоналом, игра с сезонными ценами (низкие и высокие в обычные и высокие сезоны или в будни и выходные дни, маркетинг и т.д.). Защиту принимает комиссия их трех человек, один из которых — обязательно представитель гостиничного бизнеса. Другой проект 3-го курса — «открыть» бутик известного швейцарского часового бренда в любой точке мира.
Но поразительнее всего оказалась практика на 4-м курсе: проектировочный проект по полной реконструкции реального 14-этажного здания в даун-тауне Лос-Анджелеса, который надо сделать за 18 недель. Именно его завершает, а вскоре будет защищать Алексей. Ну снилось ли такое нашим практикантам?!
■ ■ ■
Студентов из России в швейцарских вузах сферы гостеприимства пруд пруди. И все они, кроме бывшей студентки «Плешки» Анастасии Карпенковой, после окончания вуза не планируют возвращаться на родину. Впрочем, и Настя призналась «МК», что хотела бы только «жить в России. Но работать там в этой сфере — ужас и по зарплатам, и по карьерному росту!» Проблем с трудоустройством у них не будет: «Сильная сторона швейцарских выпускников — умение общаться с людьми, представления о бизнесе. После этого образования можно сразу работать в любой точке мира», — заверила «МК» некогда и сама выпускница швейцарского вуза HiM, а ныне преподаватель в Швейцарии Майя Грищенко. А это значит, что поднимать отечественную сферу гостеприимства в столь благоприятный для этого период будут, к сожалению, не эти ребята.
2024-05-07
2024-03-26
2024-03-07
2024-01-17