Стоимость «черного золота» продолжают толкать вверх новости из США. Запасы и добыча в Штатах падают. Первый показатель сократился за неделю на 4,3 млн баррелей — до 537,1 млн, тогда как ранее падение прогнозировалось не более чем на 2,5 млн. Так запасы нефти в Штатах не падали с начала апреля. Число буровых установок в США за неделю сократилось на 0,5%, вследствие чего и добыча нефти в стране сократилась — на 24 тыс. баррелей в сутки, что также предрекает закат «сланцевой революции». Конечно, 24 тыс. «бочек» нельзя сравнить с 500 тыс. баррелей роста добычи, которыми грозит Саудовская Аравия. И тем более это не может идти в сравнение с 1 млн баррелей увеличения производства, которое уже произвел Иран.
Тем более на фоне прогнозов о росте интереса к моторному топливу в США в этом году. В отличие от России, где в условиях дешевой нефти стоимость бензина растет, в Штатах низкая стоимость горючего дала возможность населению вернуться от поездок на городском транспорте к личным автомобилям. По ряду прогнозов, спрос на бензин в США по итогам года будет рекордным за последние 9 лет.
При собственном падении производства американцам придется распечатывать все больше запасов и повышать закупку энергоресурсов за пределами страны. Что опять же будет толкать цены вверх. Так что во второй половине года мы можем увидеть котировки нефти в $55–60.
Российские чиновники ликуют. Такой уровень цен позволит им сказать: планируя бюджет‑2016, мы оказались правы — среднегодовая стоимость «черного золота» составит искомые $50. Тогда правительство, вполне возможно, удержит дефицит бюджета на уровне 3%, как обещало, когда его планировало изначально.
Но рассчитывать на такой благополучный исход пока рано. Как заявил министр финансов Антон Силуанов, доля нефтедолларов в бюджете России с 2014 года к концу I квартала 2016‑го снизилась с 66–67% до 34%. Доходы от другого бизнеса особенно не растут. Об этом говорит тот факт, что за первые четыре месяца этого года дефицит российского бюджета оценивался в 4–5% ВВП, а только в апреле составил 8,6% ВВП.
Так позволит ли нефть залатать дыры? Председатель Центра стратегических разработок Алексей Кудрин считает, что даже при самом удачном раскладе на нефтяном рынке дефицит российского бюджета не окажется ниже 5% ВВП (до 5 трлн рублей).
Дмитрий Медведев не так давно хвастался, что поступления от продажи нефти и газа в бюджет уже менее 50%. Силуанов назвал более конкретные цифры. Однако тот факт, что дефицит казны растет с каждым месяцем, демонстрирует, что углеводородам замены пока наши чиновники еще не придумали.