«Трансвааль-парк», при обрушении которого в 2004 году погибли 28 человек, турецкие строители построили за рекордные полтора года.
На российский строительный рынок турки пришли в конце 1980-х. Они предлагали цены ниже, чем европейские конкуренты, строили быстро, шли на скидки, зачастую работали без предоплаты. Первые подряды, которые им давали, — это жилье для офицеров Российской армии, покидавших Германию и другие страны бывшего соцлагеря.
С начала 1990-х турки начали завоевывать Москву. В частности, они получили заказ от столичного правительства на реконструкцию Петровского пассажа, других крупных торговых, государственных, жилищных и развлекательных объектов. Строили они и дороги, в том числе проводили реконструкцию Ленинского проспекта (правда, в качестве субподрядчика, а главным подрядчиком были немцы). Турками был перестроен Белый дом, проведены реставрационные работы в Кремле. Их положение настолько укрепилось, что приобрело по сути сакральный характер. Не зря Борис Гребенщиков в своем шедевре «Древнерусская тоска» пел: «турки строят муляжи святой Руси за полчаса».
Действительно, качество построенных ими зданий нередко оставляло желать лучшего. Турки использовали дешевые материалы. Это приводило к обвалу штукатурки, протечкам, трещинам в стенах. Причем даже в самых авторитетных организациях, которые турок нанимали. Так, спустя несколько дней после ремонта в центральном офисе «Газпрома» там протекла крыша, причем, как рассказывают бывшие сотрудники монополии, непосредственно над кабинетом тогдашнего его главы Рема Вяхирева.
Впрочем, самым серьезным провалом турецких строителей стала трагедия в аквапарке «Трансвааль», когда из-за рухнувшей крыши погибли 28 человек и более ста были ранены. Генподрядчиком объекта выступала турецкая «Кочак иншаат лимитед», которая так и не понесла наказания.
Было бы неудивительно, если именно тогда, в 2004 году, турок стали бы выдавливать с российского, особенно московского рынка строительства. По крайней мере, предъявлять повышенные требования. Однако, как ни странно, этого не произошло. Более того, их активно подключали к новым масштабным проектам. И хотя те же москвичи возмущались фасадами зданий, возведенных турецкими фирмами, считая их неэстетичными, выгонять их из столицы никто не собирался. По подсчетам московских властей, турецкие компании за 20 лет построили в городе около 24 млн кв. м недвижимости. За последние 15 лет, по Росстату, всеми строительными компаниями в России было введено около 1,3 млрд кв. м. Как рассказала «МК» эксперт Рейтингового агентства строительного комплекса Инна Маратканова, по оценкам ее компании, в стране турками за 15 лет построено около 36 млн кв. м, то есть их доля на рынке примерно равна 2,6%.
Однако, учитывая офшорные схемы, по ряду данных, доля турок доходит до 10%. Но теперь они рискуют потерять и это. Выгнать турецких строителей из России предлагают депутаты, о возможности этого также говорил и Дмитрий Медведев.
Но эксперты не спешат бить в набат. «Сложно судить о доле турецких предприятий в российской строительной отрасли. Многие работают через представительства в нашей стране или офшоры (раскрыть их бенефициаров практически невозможно. ). Крупнейшие турецкие строительные компании — Ant Yapi, Renaissance Construction, GRM Group, ESTA Construction, Costa Group, Enka, Mimsa Construction. Впрочем, доля строительных турецких компаний не так важна. Общие объемы строительства и спроса на жилье падают — в январе–октябре 2015 года более чем на 10% по отношению к тому же периоду прошлого года, — такое количество у нас есть кому строить и без турок», — говорит Инна Маратканова.
Впрочем, турки продолжают участвовать в строительстве крупнейших объектов в нашей стране, в том числе возводят отдельные участки «Москва-Сити». В 2010 году Владимир Путин с Реджепом Эрдоганом обсуждал вопрос возможности участия турок в возведении спортивных объектов к чемпионату мира по футболу, который пройдет в нашей стране в 2018 году. Эрдоган рассчитывал получить до 35% из общей стройки. Сколько ему дали — не афишируется (кстати, в строительстве олимпийских объектов в Сочи турки принимали самое непосредственное участие).
Однако любопытно, что 24 ноября, когда турецкие истребители сбили российский бомбардировщик, министр спорта выступил со следующим заявлением: «Всем строящимся стадионам необходимо внести изменения в проектную документацию, связанную с оптимизацией, импортозамещением и усилением мер безопасности». Возможно, это лишь совпадение, а может быть, и первая ласточка по выдворению турок из нашего строительного бизнеса.