Вопреки ожиданиям, цены на «черное золото» бьют рекорды. Котировки сырья находятся в районе $45-46 за баррель. Два года назад, когда за «бочку» требовали $115, нынешний прейскурант обсмеяли бы. Теперь это достижение равнозначно подъему на Эльбрус.
Почему нефть дорожает, хотя причины обратной тенденции налицо?
Мнения экспертов в следующем: чаша весов, которая на стороне роста цен, объективно перевешивает чашу, находящуюся на противоположной стороне.
Чаша, которая тянет вниз, это провальные переговоры в Дохе, переизбыток сырья на рынке и намерение Ирана увеличить добычу до максимума.
Чаша, позволившая котировкам превысить планку в $45 (в январе «бочка» стоила $29), это ряд фундаментальных, сезонных и спекулятивных факторов.
По словам главы аналитического департамента УК «БК-Сбережения» Сергея Суверова фундаментальные причины в следующем. «Производство в США достигло минимальной отметки с октября 2014 года, а Ирака заявил о возможности нового этапа переговорного процесса по заморозке добычи в мае», — отмечает эксперт.
Кроме того, 22 апреля будут обнародованы данные о запасах горючего в США, которые, как предсказывают эксперты, будут говорить о снижении топливного резерва.
Вторая фундаментальная причина, как заявил глава Международного энергетического агентства Фатих Бирол, в том, что в 2016 году ожидается самый большой спад поставок нефти из стран, не входящих в ОПЕК, за последние 25 лет. Это сократит разрыв между повышенным предложением и спросом.
Благоприятно будет действовать и сезонный фактор. Начнется посевная. Аграрии будут закупать более дорогостоящего горючее (бензин и дизель, а не мазут). Рядовые граждане, не только в России, но и в других странах, будут чаще посещать загородные «фазенды», отправляться в туристические поездки.
По словам директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, нельзя забывать и о спекулятивной составляющей. В пятницу, 22 апреля, игроки рынка начнут открывать долгосрочные позиции на поставку нефти в мае и в начале лета. Коль скоро сейчас нефть находится на уровне $45, то есть большая уверенность, что в июне баррель не опустится ниже этой отметки. «Такие факторы, как , учитывать не стоит. Они незначительно влияют на ценовые показатели. ОПЕК идет на поводу у США с большой неохотой. Поездка Обамы в Саудовскую Аравию преследовала цель не прийти к компромиссу по ценам на нефть, а была связана с политикой (читайте материал )», — отмечает Сергей Пикин.
Так что лето может принести России сюрприз — цены на нефть могут остаться в диапазоне $45. А может и больше. «Свою роль играют положительные данные по росту ВВП Китая. Там рецессии нет, значит и спрос на нефть позволит убрать с рынка избыток. Уже в мае баррель может доскакать до $50», — отмечает замдиректора аналитического департамента Альпари Наталья Мильчакова.
— Аналитики тасуют одни и те же карты. Запасы нефти в США выросли, но ниже ожиданий. Сам рынок вразумительного ответа не дает.
Но нефть — не просто икона российского бюджета. Она завсегдатай только товарного рынка. Цена нефти входит в зону особых интересов крупнейших банков.
Казалось бы, США — одному из крупнейших импортеров нефти — низкие цены выгодны. Но есть важное ограничение. Рынок балансирует потери от низких цен на нефть повышением курса доллара, валюты, в которой определяется баррель. Дорожающий доллар — удар по американскому экспорту и по экономическому росту. Тупик.
Можно предположить патовую ситуацию, в которой оказались крупнейшие инвесторы: Заработать на фондовом рынке невозможно из-за замедления экономики и падения прибылей, а на долговом рынке — из-за продолжения периода сверхнизких ставок».
Поэтому, версия о том, что к росту нефти приложили руку крупнейшие игроки на финансовом рынке, заслуживает внимания. Дорожающая нефть может ослабить доллар, на что могут позитивно отозваться темпы роста экономики США, поднимется внутренний рост цен, у ФРС появятся основания для подъема ставки. Поле, где банки могут заработать, расширяется, не говоря уже о росте привлекательности активов на развивающихся рынках.
Другое дело, что рост нефтяных котировок может быть весьма ограничен. Перегревать нефтяной рынок, значит идти на риск резкого отката нефтяных цен. Оснований для этого предостаточно.