Государственный бюджет — тоже ваши деньги. Вернее, наши. Чтоб их контролировать, у нас есть Счетная палата. Раз в году она отчитывается о том, как тратились наши деньги. Вчера был как раз такой день.
Язык не повернется назвать его лучшим днем в году. Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова назвала в Госдуме внушительную сумму: 516,5 млрд.наших бюджетных рублей в 2015-м году были потрачены не так и не на то, что планировалось.
516,5 млрд. – примерно одна тридцатая часть всех бюджетных расходов в 2015 году.
Это больше суммы, которая в 2015-м году выделялась на все здравоохранение в нашей стране (479 млрд.), но меньше, чем на все образование (564 млрд).
В бюджет возвращено 10,3 млрд (ничтожно мало по сравнению с тем, что просвистано).
В связи с этим в следственные органы Счетной палатой направлено 44 материала, в Генеральную прокуратуру – 74. Сколько возбуждено уголовных дел — не очень понятно. Голикова сказала, что 44, большая часть (21 уголовное дело) – по Спецстрою, Росрезерву и Федеральной Таможенной службе. Но в бумажной версии Отчета Счетной палаты называется другая цифра – возбуждено только 13 уголовных дел.
К административной ответственности привлечены 79 должностных лиц. За неисполнение предписаний Счетной палаты оштрафованы 8 руководителей высокого ранга, каждый — на 20 тыс.рублей (рыдали, небось, расставаясь с такими огромными суммами). 65 человек уволены. Больше всего народу уволено в Роскосмосе (целых 4 человека), Росстандарте (тоже 4) и Минздраве (3).
Больше всего нарушений выявлено при формировании и исполнении бюджетов – на 152,8 млрд. (это когда деньги предназначены на одно, а потрачены совсем на другое) и при осуществлении госзакупок – на 126,1 млрд. (когда деньги потрачены по назначению, но «назначение» приобретено втрое дороже рыночной цены).
Говоря об антикризисных мерах, Голикова назвала два решения Правительства, обернувшихся очевидными бюджетными потерями — о докапитализации банков и авансовых платежах.
На докапитализацию 25 банков было выделено 722 млрд. — чтоб у банков были деньги и они могли давать кредиты предприятиям в лихую годину. Тем не менее, 12 банков закончили год с убытками в 187,5 млрд. То есть, бюджетные средства в них были вложены напрасно. Куда-то они их подевали, не в коня пошел корм.
Другой «косяк» — решение об авансовых платежах по отдельным контрактам до 80%, по Гособоронзаказу – до 100%. Авансы по назначению не использовались, поэтому у организаций, которым они выдавались, образовалась сейчас задолженность перед бюджетом в 3,2 трлн.рублей (примерно пятая часть всего годового бюджета страны, между прочим).
По мелочи Голикова тоже рассказала кое-что интересное. Про цепочку дилеров, которая продавала селянам тракторы «Кировец» на 20% дороже, чем у производителя. Про министра транспортного комплекса Омской области, причинившего ущерб в 841 млн. «неправомерным расходованием бюджетных средств». Про то, что в РЖД зависло 61,3 млрд бюджетных денег, которые были им выделены для инвестирования в какие-то проекты, но вместо этого просто лежат на счетах, накручивая для РЖД проценты.
Тем же самым, кстати, занимаются и многие госкорпорации. Получают деньги из бюджета, но никуда их не вкладывают, средства остаются невостребованными. У Счетной палаты в этой связи возникает вопрос: «Зачем же их брали?»
Особенно остро встает он на фоне сведений аудиторов о доступности медицинской помощи. Голикова привела удручающие цифры.
Из 130 тыс. сельских населенных пунктов только в 45 тыс. медицинская помощь доступна хоть в какой-то форме. Да и транспортная доступность к ней сокращается с каждым годом.
Из-за этого смертность на селе гораздо выше, чем в городах. Средняя смертность по России 13,1 человек на тысячу, а, например, в Псковской области уже 22,6 человек. Средняя продолжительность жизни по стране – 70,1 года, а в сельской местности она едва превышает 66 лет.
Может ли построенный наконец космодром «Восточный» такие беды нам компенсировать? В Отчете Счетной палаты нет ответа на данный вопрос. И у нас тоже нет.
Вот если бы бригада, нанятая делать в квартире ремонт, водрузила там мраморную с золотом ванну, но при этом сикось-накось положила плитку, перекосила двери и окна, а оставшиеся деньги из тех, что ей дали на закупку стройматериалов, положила себе на счет под проценты, мы бы точно знали, что сказать. Но лучше этого никому не слышать.