Одна из претенденток на пост генсека ООН — бывший премьер-министр Новой Зеландии Хелен Кларк
– Это потенциально является процессом изменения правил игры, – заявил председатель Генеральной Ассамблеи ООН Могенс Люккетофт, говоря о нововведениях в связи с выборами генсека организации. – И это станет еще одним поводом для увеличения транспарентности всего механизма Объединенных Наций…
Генсека ООН назначает Генассамблея по рекомендации Совбеза Объединенных Наций. А решению Совета Безопасности как правило предшествуют неформальные обсуждения и серия рейтинговых голосований. При этом постоянные члены СБ (Россия, США, Британия, Франция и Китай) могут при голосовании воспользоваться правом вето. Зато есть практика, согласно которой Генерального секретаря не избирают из представителей этой пятерки стран (хотя самым первым генсеком ООН, точнее исполняющим его обязанности, с октября 1945 по февраль 1946 года был британский дипломат Глэдвин Джебб).
Организацию Объединенных Наций возглавляли норвежец Трюгве Хальвдан Ли, швед Даг Хаммаршёльд (погиб в авиакатастрофе над Африкой в 1961 г.), бирманец У Тан, австриец Курт Вальдхайм, перуанец Хавьер Перес де Куэльяр, египтянин Бутрос Бутрос-Гали, Кофи Аннан из Ганы. С 2007 года генсеком является южнокореец Пан Ги Мун.
Генсек ООН избирается на 5 лет с возможностью переизбраться на новый срок. Теоретически, ограничений на количество «пятилеток» нет, но пока никто не занимал этот пост более двух раз. Так что находящийся второй срок на посту генерального секретаря Пан Ги Мун вряд ли пойдет на третий. Генсеком ООН должен быть человек, хорошо умеющий налаживать как межличностные отношения, так и способный проявлять максимум дипломатии, лавируя между различными – порой взаимоисключающими – точками зрения.
Предугадать, кто в конце концов станет генсеком ООН сложно. По идее, должен соблюдаться региональный принцип – чтобы на этой должности побывали представители различных регионов. Пока на посту генсека не бывало ни одного представителя Восточной Европы (при том, что Западная Европа была представлена трижды, Азия и Африка дважды, Латинская Америка – 1 раз). Вероятно, именно поэтому среди имеющихся на сегодня кандидатов так много восточноевропейских дипломатов. Это министр иностранных дел Черногории Игор Лукшич, гендиректор ЮНЕСКО, представительница Болгарии Ирина Бокова, бывший президент Словении Данило Тюрк, экс-глава МИД Хорватии Весна Пусич, бывшая министр иностранных дел Молдавии Наталья Герман, а также еще один бывший глава внешнеполитического ведомства – македонец Срджан Керим.
На их фоне «чужеродным» кандидатом смотрится бывший глава правительства Португалии Антониу Гуттериш. В его пользу говорит то, что он до недавнего времени был верховным комиссаром ООН по делам беженцев. Но велики ли у него шансы на успех перед лицом восточноевропейских конкурентов, если учесть, что три представителя Западной Европы уже были генсеками ООН?
Впрочем, не факт, что победит кто-то из Восточной Европы. Как рассказал «МК» источник в ООН, весьма неплохие шансы могут быть у представительницы Новой Зеландии Хелен Кларк. Во-первых, женщины еще не возглавляли ООН, а приход представительниц прекрасного пола во власть – это сегодня глобальная тенденция. Во-вторых, у нее опыт вполне реальной работы, связанной именно с ооновской деятельностью – она известна как администратор Программы развития ООН. Опять-таки, Новая Зеландия – страна – не европейская, и не азиатская. В то же время, принадлежащая одновременно к западному миру и к Азиатско-Тихоокеанскому региону.