фото: Геннадий Черкасов
Решения о создании новой Федеральной службы войск Национальной гвардии и упразднение двух действующих федеральных служб, по контролю за оборотом наркотиков и миграционной, похоже, готовилось Кремлем без детального согласования с правительством.
Об этом, а также о том, что руководство ФСКН до конца сопротивлялась потере самостоятельности, свидетельствует любопытный факт: утром 4 апреля в Госдуму за подписью премьера Медведева был внесён объемный (более 280 страниц!) законопроект «Об органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ», подготовленный ФСКН. Документ (есть в распоряжении «МК») исходит из того, что органы контроля за оборотом наркотиков — специальная служба.
Но едва лишь президент объявил о своих планах, законопроект из официальной электронной базы законодательной деятельности Госдумы исчез. Следов его внесения обнаружить сейчас нельзя — кроме пресс-релиза от 4 апреля на официальном сайте правительства…
О масштабах реорганизации говорят такие цифры: принятие специального закона «О войсках Национальной гвардии РФ» потребует внесения изменений в 25 действующих законов, 4 закона отменяются. А в связи с упразднением ФСКН и ФМС придётся пересматривать 27 действующих законов.
Что на основе обнародованных документов можно сказать о Службе «войск Национальной гвардии»?
Указ президента передаёт ей внутренние войска МВД, СОБР, ОМОН, авиацию МВД, а также вневедомственную охрану, государственное унитарное предприятий «Охрана», и все подразделения и органы управления МВД, которые занимаются контролем за оборотом оружия и частными охранными фирмами.
Тем, кто занимается охранным бизнесом или любит пострелять в свободное от работы время в лесу, теперь придётся иметь дело не с МВД, а с «нацгвардейцами». Но контроль за частными детективами оставлен МВД.
Если не считать «охранных» и «оружейных» дел, задачи службы, приравненной по статусу к федеральному министерству и подчиненной напрямую президенту, в значительной степени совпадают с теми, что выполняют сейчас внутренние войска.
Вместе с МВД Нацгвардия будет участвовать «в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима ЧП»; вместе с ФСБ и другими органами — участвовать «в борьбе с терроризмом и обеспечении правового режима контртеррористической операции» и охране государственных границ, вместе с Министерством обороны — «в территориальной обороне РФ». Отличие — в дополнении перечня задач «участием в борьбе с экстремизмом», и неопределенная возможность привлечения войск Нацгвардии к решению других задач «с использованием вооружения» по законному решению президента.
По какой схеме полиция, желая, например, пресечь сходку «воров в законе», сможет привлекать специальные отряды вроде ОМОНа?
Указ президента гласит: все специальные отряды, Центр специального назначения и авиация, которые передаются новой службе, будут и впредь находиться «в оперативном подчинении» главы МВД и руководителей территориальных органов МВД. Порядок этого подчинения велено установить главе МВД — «по согласованию» с директором Нацгвардии.
В законопроекте о создании службы подробно прописаны права и обязанности «нацгвардейцев», в том числе и право на применение силы, специальной техники и огнестрельного оружия, и право на проникновение в жилище и на объекты, находящиеся в собственности.
Если, к примеру, сравнить формулировки, которыми изложены ограничения для использования огнестрельного оружия для «гвардейцев», с теми, которыми оперируют законы «О полиции», «О внутренних войсках» и о ФСБ, то получается, что перед нами нечто среднее. Как полицейским и служащим ВВ, нацгвардейцам нельзя стрелять при «значительном скоплении людей», когда от применения оружия могут пострадать посторонние лица (сотрудникам ФСБ это можно делать при определенных ситуациях). В целом же объем полномочий «гвардейцев» совпадает с объемом полномочий нынешних специальных подразделений МВД.
Зато «не допускается распространение в публичных выступлениях, в средствах массовой информации сведений о местах дислокации или о передислокации органов управления, объединений, соединений, воинских частей и подразделений войск национальной гвардии», а сведения о самих военнослужащих и членах их семей объявляются «конфиденциальными».
Штатную численность нового органа и его структура позднее определит президент — с учетом предложений правительства…
А в реорганизованном МВД появятся два новых Главных управления: по вопросам миграции и по контролю за оборотом наркотиков, которые будут заниматься тем же, чем сейчас занимаются ФМС и ФСКН. Сотрудники ФСКН при желании станут полицейскими, но больших начальников из этой службы в МВД, видимо, не ждут: перешедшим обещано сохранение специальных званий не выше полковника. О сокращении штатов ФСКН в указах не говорится. ФМС повезло меньше: президент предписал при реорганизации уволить 30% сотрудников этой службы.
Переформатирование правоохранительных органов повлечет за собой «весёлую» жизнь как для их сотрудников, так и для их клиентов: МВД предписано завершить все организационно-штатные мероприятия до 1 июня 2016 года, то есть за полтора месяца, а они предполагают и передачу полиции всех уголовных и административных дел, которые велись ФСКН и ФМС…
Кстати, все заключения, справки и другие разрешительные документы, выданные ФСКН, «подлежат переоформлению до 1 января 2017 года», с чем можно поздравить организации и учреждения, имеющие дело с наркотическими и психотропными препаратами.
Никаких расчётов стоимости задуманного президентом не представлено — утверждается, что всё будет сделано за счет перераспределения средств, сейчас выделяемых на МВД, ФСКН и ФМС, что вызывает сомнения. Те, кто не захочет переходить в другую структуру, имеют право на увольнение с выходным пособием и обеспечением пакета соцгарантий. До 1 января 2017 года Национальная гвардия будет использовать бланки, печати, штампы и удостоверения МВД, но к этому сроку должны быть готовы другие печати, штампы, бланки и документы. К тому же сотрудникам службы обещана новая форма…
2018-09-01
2018-08-27
2018-08-23
2018-08-23