Заключенное между ЕС и Турцией соглашение призвано снять часть напряжения с европейских стран, захлебывающихся от наплыва мигрантов. Но стоит ли ждать, что принятые меры будут хоть сколько-нибудь эффективными?
– Эти меры ни в коем случае не решают возникшие проблемы, – комментирует «МК» . – Прежде всего, соглашение между Евросоюзом и Турцией не дает представления о том, что делать с беженцами: обмен это одно, но что дальше? Какая фильтрация? Чья юрисдикция? Что делать с теми, у кого нет паспортов? Все проблемы, которые стояли раньше, не решены в принципе. Что еще важно: соглашение ЕС-Турция – недостаточно равное. Евросоюз платит Турции пока неизвестно за что. Ну, какое-то количество беженцев вернутся на первом этапе. Допустим, это будет даже тысяча человек. А что дальше? А дальше процесс будет осложнен, возникнут юридические препятствия. Турция получила для себя весьма многое, но вряд ли будет готова выполнять свои обязательства в том объеме, которое требуется для решения проблемы. В этой ситуации неизбежно встает вопрос о том, что стороны – ЕС и Турция – будут конфликтовать по поводу заключения этого соглашения.
Это паллиативные меры. В политическом плане демонстрируется, что Европа решает проблему – не очень быстро, не очень эффективно, но с определенным прогрессом. Однако этот видимый сейчас прогресс в дальнейшем не только вызовет новые разочарования, но и поставит новые проблемы не только во взаимоотношениях между Евросоюзом и Анкарой, но и между самими европейскими странами. Ведь соглашение ЕС-Турция – будем называть вещи своими именами – это соглашение между Германией и Турцией. Если оно будет пробуксовывать, очень многие в Евросоюзе зададутся вопросом: а зачем вообще платить за такое неэффективное германское лидерство?
– Этой идее уже больше года. Изначально она заключалась в том, что Германия (а теперь и весь Евросоюз) платит определенные деньги турецкому правительству, чтобы то организовывало на своей территории фильтрацию. И отправляло легальных мигрантов из Сирии в Европу. Смысл этого шага был очень прост: сейчас огромная проблема состоит в том, что на миграционной волне вырос огромный теневой экономический рынок. Многомиллиардный рынок – фактически, это торговля людьми. На этом рынке греют руки практически все. Здесь присутствует и незаконная миграция, и организованная преступность, и наркотрафик, и связка с террористической активностью. И этому разросшемуся сетевому черному рынку, имеющему интересы как в северном Средиземноморье, так и в Европе, надо противостоять.
Так что идея и состояла в том, чтобы лишить черный рынок экономических обоснований. Заплатить деньги, чтобы миграция была легальной. Чтобы нелегальная миграция была невыгодной. Мера интересная, но запоздавшая. Потому что масштабы этого черного рынка и торговли людьми настолько велики, что эти впрыски, обмен «один на один», уже не работают. Речь идет о колоссальных потоках и беженцев, и денег, об отработанных и гибких схемах. Материальные выгоды колоссальны: умножьте два миллиона беженцев на несколько тысяч беженцев…