Французы Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон выиграли. Тот, кто видел, как это было, в дальнейших комментариях не нуждается. Лидировали после короткой программы, показали лучший результат и в произвольной – 118,17 балла. Второе место заняли американцы Майя и Алекс Шибутани, замкнули тройку их соотечественники Мэдисон Чок и Эван Бэйтс.
Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон побили мировой рекорд по количеству баллов в произвольной программе, прежнее лучшее достижение принадлежало американцам Мэрил Дэвис и Чарли Уайту – 116,63. И вновь побили представление многих о том, что с ними можно как-то бороться. В Бостоне, как и в Шанхае, сопротивляться их уникальности было невозможно.
Двадцать лет Габи, на год больше партнеру. Двенадцать лет катаются вместе. В этом году у партнерши было сотрясение мозга, порезы, у партнера – травма головы. А титул сильнейших в бешеной конкуренции на американской земле не просто отстояли, но даже не дали усомниться в своей власти над залом, судьями, конкурентами. И почему-то кажется, что эксплуатация одной темы (а нынешний танец все же напоминает прошлогодний, хотя тренеры это и отрицают) им не грозит.
Да, можем повторять это бесконечно, как и в прошлом году: после такого танца, что показывают французы, надо заставлять себя возвращаться на землю. «Сегодня мы выжали из себя максимум, хотим запомнить этот момент и насладиться им».
Самое печальное для нас, если брать «голый» результат российских танцоров, это то, что они тоже «выжали из себя максимум». Можете добавить для успокоения слова «на данный момент», но картина не изменится. Да, мы вновь простились с иллюзиями, что способны уже на этом чемпионате мира вмешаться в борьбу за медали. Не способны. Переживать за наших спортсменов меньше от этого осознания, конечно, не будем. Но понимать, какова нынче конкуренция в танцевальном мире, нужно. Чтобы идти вперед – само собой, и чтобы не «вешать всех собак» на тех, кто работает изо дня в день и все же прогрессирует.
Да, хочется, конечно, большего. Потому что имели много. Но – что теперь делать? Дополнительный нерв, конечно, придает середина олимпийского цикла. Покажи подобный результат и подобное катание наши дуэты в самом начале нового цикла, мы бы так не расстраивались.
Танцоры собой довольны, потому что знают себя вчерашних. По крайней мере, говорят именно о прогрессе, выискивают плюсы. Вика с Никитой считают, что для дебюта попадание в десятку сильнейших – это хорошо. Понятное дело, что болельщики так не считают, но тут уж ничего не поделаешь (олимпийское прошлое Никиты покоя никому не дает).
«В целом уровни улучшили, за дорожку по диагонали получили четвертый, это очень хорошо. Это огромный плюс для нас, — говорит Кацалапов. — Это значит, что к концу программы уже не «умираем». В целом прокат получился лучше, чем на других соревнованиях. Мы смотрели: все ребята катаются очень круто, очень достойно, катаются очень давно вместе. Доказывают, доказывают. Мы катаемся вместе второй год, и уже ворвались в топовую десятку. Мы и дальше хотим двигаться только наверх. У нас все впереди. Очень скоро после короткого перерыва возобновим работу. Мы наберемся опыта, которого нам не хватает. В первую очередь это необходимо для контроля, чтобы понимать, как мы должны кататься, как вести себя на соревнованиях, если что-то пошло не так, как это исправить. Мне кажется, что прогресс нашей пары очевиден. Мы прибавили буквально во всем».
Александра Степанова и Иван Букин — уже не дебютанты чемпионата мира, выступали и в прошлом году. Их хвалят все специалисты, их данные считают просто идеальными для танцев. И они тоже были довольны собой в Бостоне.
«Мы довольны, что у нас, наконец, получилось пройти произвольную программу от начала до конца именно «с головой». Постараться не забывать то, что мы наработали не технически, а в целом. Мы хотели показать именно целостную программу. Часто выходишь на старт и ощущаешь себя немножко потерянным. А сегодня все получалось уверенно и стабильно. Это наша победа для самих себя. Не сдаваться, идти до конца – именно такой лозунг был у нас на протяжении всего сезона. Но этот сезон закончен. И мы будем готовиться к новому».
…Когда выступали брат и сестра Шибутани, не покидала мысль: откуда и что взялось? Ведь, положа руку на сердце, они каким-то «дуриком» оказались когда-то на пьедестале московского чемпионата мира в 2011-м. Потом, несомненно, были достойны похвалы за трудолюбие и умение, но не более того. Та легкость, с которой сегодня Шибутани захватывают лед и зрителя, — плоды многолетнего труда. Они уже могут себе позволить просто удовольствие, которое раскрепощает и не напоминает хорошо выученный урок.
Нам всем предстоит ожидание. Российским танцорам — труд из серии «проклятых». Российским тренерам — бесконечный и безграничный поиск. Скотт Мойр, комментируя возвращение в большой спорт, говорит: это банально, но мы хотим делать вещи, которые никто никогда не делал. Его так воспитали российские тренеры. Это банально, но вырваться вперед можно только так.
Хранить и лелеять то, что есть, тех, кто есть, независимо от оправданных или не очень надежд, трудно. Но другого пути и здесь нет. В Бостоне российский прорыв в танцах не случился. Но, возможно, пришло более четкое понимание: он и не мог случиться, как бы мы (тренеры, сами фигуристы) ни пиарили себя и свои достижения. Прогресс дуэтов по сравнению с прошлым сезоном – не прорыв, всего лишь шаг. Сравнение с элитой показало – по мировым меркам не очень большой шаг.