Дактилоскопический сканер российского производства. Фото: papillon.ru
Страны Шенгена уже ввели биометрические паспорта с отпечатками пальцев, без которых теперь в Евросоюз не попадешь. И с сентября 2015-го каждый россиянин, желающий посетить любую из 26 стран шенгенской зоны, будет вынужден сдавать свои отпечатки пальцев. А если целью визита является трудовая деятельность, правила въезда в ЕС еще сложнее. Российские политики подумывают, не последовать ли примеру Старого Света.
Если не считать криминальной практики, то на данный момент по закону «О дактилоскопической службе» от 1998 года обязательному дактилоскопированию в РФ подвергаются лишь иностранцы, «подавшие ходатайства о предоставлении политического или иного убежища», а также «иностранные граждане, получившие разрешение на временное проживание» и те, кто получает разрешение на работу и патенты. То есть, те, кто приехал сюда туристом, в гости и не желает здесь работать, сдавать отпечатки не обязаны. Но понятно, что потенциальные террористы вряд ли побегут за патентом на трудовую деятельность… Именно на них и рассчитаны возможные меры.
Пока эта тема находится лишь в режиме усиленного обсуждения. Хотя МИД РФ сообщил, что кое-какие шаги в этом направлении уже делаются. В пилотном режиме ведется сбор персональных данных граждан при оформлении ими российских виз в Великобритании, Дании, Мьянме и Намибии, а также в представительстве МИД России в международном аэропорту «Внуково». Но представители министерства заявляют, что в конце 2015 года будут урегулированы все вопросы, связанные с обязательной дактилоскопией любого иностранца, желающего посетить Россию.
С точки зрения безопасности мера нужная и даже необходимая. Однако, как известно, у медали две стороны. Существует более 400 пунктов въезда в Российскую Федерацию. С 1 января 2016 года на каждом из них планируют установить специальные дактилоскопические комплексы. Однако возникает вопрос, как в столь непростой экономической ситуации воплотить в жизнь данный замысел. Эксперт по вопросам миграции Александр Калинин на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» заявил, что «объемы затрат будут колоссальными». «Мало того, что дактилоскопические комплексы стоят немалых денег. Необходимо обучить сотрудников пограничных служб пользоваться таким оборудованием. Это сложно и дорого».
Еще одна проблема — отсутствие единой базы данных дактилокарт. Не секрет, что и сейчас многие мигранты сдают свои отпечатки пальцев. Но база данных ФМС и база данных МВД не пересекаются. И каждая новая структура по-новой берет у мигранта отпечатки. Но как же тогда их выявлять, если что-то произойдет? В Евросоюзе существует Визовая информационная система (ВИС) — общая база данных по всем странам Шенгенского соглашения. Именно в ней хранятся личные данные путешественников, а также информация об их визах. Но в России данная система еще не отлажена. «У нас единой базы данных приезжих не существует», — говорит Александр Калинин.
Депутат Госдумы Андрей Луговой, давно занимающийся темой обязательной дактилоскопической регистрации, полагает, что налаживание системы, конечно, будет стоить денег, но не таких огромных, как может показаться. «Сейчас технологии ушли достаточно далеко: есть небольшие и недорогие отечественные сканеры, которые могут быть закуплены и установлены на всех погранпунктах. Сама процедура по времени практически мгновенна: не нужно опускать пальцы в чернила, прокатывать. Человек подходит, прикладывает ладонь к сканеру, секунды — и данные уходят в некий центр, который занимается обработкой и помещением дактилокарты в базу данных. Инфраструктура для этого вся есть. Нужны только средства на закупку сканеров и на обучение специалистов. Да и то обучение там условное». По мнению Лугового, по-хорошему в целях безопасности нужно дактилоскопировать всех граждан РФ, а не только иностранцев. «В представлении большинства дактилоскопию нужно проводить в отношении тех, кто является либо подозреваемым, либо уже совершил преступление. Хотя дактилоскопическая регистрация — один из самых надежных способов с точки зрения идентификации личности». В качестве примера депутат привел страны, которые уже перешли к всеобщей дактилоскопической регистрации, — это Турция и Киргизия. В Турции, кстати, последний теракт был быстро раскрыт благодаря этому. У террориста оторвало палец, и по нему определили его личность, хотя он прежде никогда не задерживался. В Киргизии пошли еще дальше: у них на последние выборы человек приходил не только с паспортом, но он еще ставил палец на специальный сканер, который определял его личность. И это исключило фальсификацию на выборах. По словам Андрея Лугового, депутаты разработали ряд поправок к закону о дактилоскопии, которые намереваются обсудить 10 декабря на «нулевом чтении» в Общественной палате.