Десять тысяч евро — компенсация, которую присудили Ходорковскому по иску, с которым он обратился в Европейский суд по правам человека в Страсбурге еще находясь в заключении. Он жаловался на нарушение его прав на защиту собственности. В июле 2013 года ЕСПЧ обязал Россию выплатить эту сумму.
Как утверждают многие эксперты, бывшему главе ЮКОСа и многочисленным адвокатам, которые его опекают, были не нужны сами эти деньги — даже после того, как он перестал быть главным российским нефтяником, у него осталось достаточно средств на зарубежных счетах, чтобы вести безбедную жизнь. Однако это был прецедент, который мог позволить Ходорковскому говорить уже на воле в западных странах, что обвинения, из-за которых он провел в тюрьме более 10 лет, сформированы не по экономическим, а по политическим причинам.
Это, в частности, подтолкнуло Гаагский арбитраж в июле 2014 года обязать Россию выплатить экс-акционерам ЮКОСа компенсацию в размере $50 млрд (кстати, Ходорковский и партнеры изначально требовали $114 млрд). Позднее ЕСПЧ постановил, что Россия должна выплатить бывшим владельцам ЮКОСа 1,86 млрд евро в качестве еще одной компенсации и 300 тыс. евро судебных издержек.
Многие «горячие головы» полагали, что европейская судебная система продолжит благоволить Ходорковскому. Оказалось ровно наоборот.
В апреле этого суд Гааги признал, что арбитраж его страны, обязавший Россию выплатить $50 млрд, не имел на то законного права. Это решение было отменено, так как Россия не ратифицировала договор к Энергохартии, на который ссылались истцы.
Теперь последовало решение относительно незаконности присуждения Ходорковскому 10 тысяч евро.
Но это не последнее решение, сделанное не в пользу экс-главы ЮКОСа. Так, нижняя палата французского парламента начала обсуждение законопроекта, одно из положений которого налагает запрет на арест российских государственных активов во Франции по иску экс-акционеров ЮКОСа.
Впрочем, политическая составляющая в продолжающемся противостоянии экс-владельцев этой компании с Россией все-таки сохраняется. Стоит отметить, что оказавшись на свободе в 2013 году Ходорковский говорил, что не будет более пытаться выйти на политическую арену России либо других государств. Оказалось, что это не так. Осенью 2014 года он заявил, что готов рассмотреть возможность стать российским президентом, «если это будет необходимо для вывода страны из кризисной ситуации».
Очередной этап столкновения «Ходорковский против России» состоится нынешней осенью. Высший суд Берлина назначил на 29 сентября рассмотрение иска со стороны бывших акционеров этой компании к нашей стране.
Как заявил «МК» директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, этот конфликт может затянуться на долгие годы. «Чем сейчас занимаются адвокаты Ходорковского и его партнеров — пытаются получить судебные решения, чтобы взыскать с России свои денежные требования или наложить арест на наше государственное имущество за рубежом», — полагает эксперт. Однако, как показывает практика, в том числе и во Франции или Голландии, европейские арбитражи все больше встают на строну России, нежели идут навстречу притязаниям бывших владельцев ЮКОСа.
Бывший главный политзаключенный России выступил в Киеве. Он говорил мало, но он говорил смачно — «Российская пропаганда как всегда врет…» Выступление было негромким, но очень эмоциональным: «Я вчера видел на Майдане замечательных людей. Это прекрасные люди.» Он говорил мало, но всем хотелось, что бы он сказал что-нибудь ещё (выступление снимал украинский пятый канал, а полностью можно посмотреть на портале youtube.com, опубликовано пользователем Protiv Putina)