фото: Михаил Ковалев
Пенсионный возраст на уровне 55 лет для женщин и 60 для мужчин на постсоветском пространстве сохранился только в Узбекистане и России. Буквально недавно ряды тех, где планка невысокая, покинула Белоруссия. Дыра в пенсионном фонде в размере 1 трлн белорусских рублей (около 3,3 млрд российских рублей. — ) вынудила правительство Белоруссии поторопиться с повышением возрастного ценза. По всей видимости, не за горами его увеличение и в России.
Но если с планкой для государственных служащих вопрос решенный, то в отношении всех остальных россиян согласия нет. Так, в Министерстве финансов и Министерстве экономического развития продолжают настаивать на срочном увеличении пенсионного возраста.
По словам главы МЭР Алексея Улюкаева, такая мера неминуема.
Поэтому министр предлагает постепенно поднять планку до 63 лет для всех граждан, вне зависимости от пола. При таком раскладе на реформу потребуется 16 лет для женщин и 6 — для мужчин. Еще один вариант — сохранить разрыв в пять лет и увеличить возраст выхода на пенсию до 60 и 65 лет соответственно.
Как утверждает Антон Силуанов, времени на раздумья попросту нет: на кону стоит российская экономика. Для того чтобы свести концы с концами, ежегодно из федерального бюджета и Фонда национального благосостояния в Пенсионный фонд России переводится более 1,5 трлн рублей.
«Если нам ничего не делать в этом направлении, через несколько лет количество пенсионеров превысит количество работающих. Этого не может быть. У нас 120 работников по сути дела дают деньги, чтобы содержать 100 пенсионеров, в других странах — 150–160», — считает Силуанов.
Справедливости ради необходимо отметить, что министр финансов здесь прав. Действительно, когда на одного пенсионера приходится всего один работающий — такого никакая экономика не выдержит.
«Сейчас в экономически активный возраст входит поколение 90-х, когда наблюдался резкий демографический спад. Но в то же время на пенсию выходят «бэбибумеры» послевоенного периода, когда, наоборот, наблюдался резкий всплеск рождаемости. В результате взносы работодателей в Пенсионный фонд России (ПФР) уменьшаются, и на покрытие дефицита требуется все больше средств из федерального бюджета. Как известно, последний в среднесрочной перспективе будет дефицитным. То есть без повышения пенсионного возраста ПФР не сможет выполнять обязательства перед пенсионерами», — поясняет «МК» первый вице-президент «ОПОРЫ России» Павел Сигал.
Другими словами, каждый рубль должен использоваться максимально эффективно.
При этом отговорки из разряда «мужчины не доживают до пенсионного возраста» по меньшей мере несерьезны. Во-первых, формально порог выхода на пенсию в 60 лет все-таки уже перешли. Но дело совсем не в этом: средняя продолжительность жизни сильного пола — около 65 лет — все равно остается низкой. Но почему? Да потому, что смертность мужчин от так называемых внешних причин (убийства, самоубийства, несчастные случаи, ДТП и так далее) — в три раза выше, чем в развитых странах. При этом умирают в основном молодые. Вот и получаем в итоге низкий показатель средней продолжительности жизни мужчин.
Между тем низкий пенсионный возраст помимо России существует в Китае. Однако сравнивать нашу страну с Поднебесной не совсем корректно. «По китайскому законодательству право на пенсию мужчины получают с 60 лет, а женщины — с 50 или 55 лет, в зависимости от сферы занятости. Причем на государственную пенсию могут рассчитывать лишь госслужащие и работники промсектора. Крестьяне пенсию вовсе не получают. Они находятся на попечении детей. Ситуация усложняется постепенным старением населения, которое уже заставило китайские власти анонсировать повышение пенсионного возраста и реформ системы», — отмечает старший аналитик ГК FOREX CLUB Алена Афанасьева.
А вот в тех же развитых странах уже давно повысили пенсионный возраст вне зависимости от пола. «При этом обязательно следует отметить, что во многих из этих стран человек может уйти на пенсию раньше, если он согласен получать урезанную пенсию. В других практикуют частичный выход на пенсию: полупенсионер работает неполный рабочий день и получает неполную пенсию. Кроме того, можно выйти на пенсию досрочно, если выработал трудовой стаж. Характерный пример — Италия, где выйти на пенсию можно в любом возрасте, если у тебя 35 лет страхового стажа. Благодаря этому там можно стать пенсионером и на десять лет раньше срока — не в 67, а в 57», — комментирует «МК» президент финансового холдинга MFX Group Игорь Волков.
Впрочем, развитые страны рассматривают вариант и дальше увеличивать пенсионный возраст. Так, Международный валютный фонд посоветовал Германии поднять планку с нынешних 65 лет до 67 к 2029 году. Эти изменения эксперты увязали с ростом продолжительности жизни.
Кроме того, динамика экономики этой страны показывает хорошие результаты. Так, ВВП Германии в январе–марте 2016 года увеличился на 1,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Поэтому сотрудники МВФ уверены, что «дальнейший прогресс в реализации структурных реформ мог бы способствовать росту экономического потенциала» Германии. Поэтому они порекомендовали стране наращивать государственные и частные инвестиции в инфраструктуру. Кроме того, в свете миграционного потока в страны ЕС в фонде обозначили необходимость обеспечить более широкую занятость беженцев.
В России же, как отмечают эксперты, повышать пенсионный возраст надо было давно. Как это сделали не только развитые государства, но и даже страны СНГ.
|
фото: Сергей Иванов
Принимать решение по повышению планки нашему правительству необходимо было в середине 2000-х годов, когда экономика уверенно росла, а вместе с ней и реальные доходы населения. Причем будь власти порасторопнее — реформу можно было бы растянуть на максимально длительный период без ущерба для рядовых россиян.
Однако, как показывает опыт, в России начинают суетиться, когда «запахнет жареным».
Чиновники уповали лишь на растущие цены на «черное золото» и уверовали, что «нефтедолларовый ливень» никогда не прекратится.
Примечательно, что на повышение пенсионного возраста правительство не рискнуло даже в 90-е. Уж насколько тяжелейшее в социально-экономическом плане было то время. Тогда на индексацию пенсий не рассчитывали, впрочем, как и сейчас.
Так, недавно во время визита в Крым премьер-министр Дмитрий Медведев на вопрос про индексацию пенсий от местной жительницы ответил, что денег на это нет по всей России. «Найдем деньги — сделаем индексацию. Держитесь, вам всего доброго, хорошего настроения и здоровья», — пожелал председатель правительства и затем скрылся за спинами своей охраны.
Денег лишних нет — это да. Но в те же «лихие 90-е» в отличие от нынешних дне, отнять последнее — пенсионный возраст — власти не решились. Сейчас же идет мощнейшая подготовка для стремительного решения вопроса о том, чтобы пенсионный возраст поднять.
Между тем выступающие против увеличения возрастного ценза не унимаются и ищут альтернативу этой непопулярной мере. Правда, явно неоднозначные. Так, помощник президента Андрей Белоусов не видит острой необходимости в повышении пенсионного возраста. «Я не считаю, что оно неизбежно. Можно делать это достаточно мягко, но альтернатива повышению пенсионного возраста — это повышение платежей в Пенсионный фонд со стороны бизнеса или со стороны населения», — считает Белоусов.
Более того, в интервью программе «Вести» 28 мая он предупредил: «Есть простые расчеты, которые показывают, что если мы все-таки вернемся на траекторию роста производительности труда в соответствии с указами (президентскими от 12 мая 2012 года. —) — это примерно 5% в год, — то у нас к 2020 году «лишних» людей будет примерно миллион двести тысяч, а к 2025-му — примерно 3,5 миллиона человек. Что произойдет, если мы повысим пенсионный возраст? В сферу занятых к 2025 году попадают почти 10 миллионов человек. Возникает вопрос: на что будут жить эти 10 миллионов, они у нас куда попадут?..»
Но, с другой стороны, помощник президента признал, что дефицит Пенсионного фонда достиг почти 2 трлн рублей. Как его погасить?
В настоящее время работодатели отчисляют 22% страховых взносов за своих сотрудников. При этом, как отмечает тот же Силуанов, по российскому законодательству в 2018 году они будут увеличены до 26%.
Поэтому министр финансов в отличие от Белоусова убежден, что, именно подняв пенсионную планку, можно избежать увеличения нагрузки на бизнес, который и без того сейчас нуждается в средствах.
«Если увеличить пенсионные отчисления, то эффект будет противоположным. Дополнительная нагрузка на бизнес только возрастет. При этом общий объем взносов, который уже сейчас находится на грани, еще больше сократится. Работодатели предпочтут попросту не оформлять сотрудников — будут, например, превалировать подрядные работы. Проще говоря, 22% будут пущены в пустоту», — полагает управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков.
Как отмечают эксперты, альтернативой могло бы стать добровольное страхование, когда сотрудник отчисляет определенный процент с зарплаты или вовсе от него отказаться. Кроме того, стоит более тщательно выбирать проекты, которые оперируют внебюджетными средствами, например ПФР.
Впрочем, эксперты, опрошенные «МК», не сомневаются в том, что пенсионный возраст в России будет увеличен. Правда, когда именно? Кто-то говорит, что после грядущих осенних выборов в Государственную думу, а кто-то — после президентских в 2018 году. Власти опасаются потерять голоса избирателей.
В любом случае рассчитывать на моментальный положительный эффект не стоит. И даже если он будет достигнут, то продлится недолго.
«При текущем состоянии экономики положительный финансовый эффект от повышения пенсионного возраста будет длиться три года. На четвертый год эффект будет обнулен», — полагает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.
По его словам, при текущей тарифной политике, для того чтобы закрыть «дыры» в пенсионной системе, нужно от 10 млн до 70 млн новых работников на рынке труда.
Другими словами, современная история с повышением пенсионного возраста в России — иллюстрация того, как принятие важнейших социально-экономических решений может больно ударить по огромному количеству людей.