По версии следствия, экс-председатель Совета директоров казахстанского БТА-банка и экс-министр энергетики Казахстана Мухтар Аблязов, владеющий значительными средствами и желанием нарушить конституционный строй в своей стране, пытался совместно с Беловым (Поткиным) создать экстремистское сообщество, которое должно было дестабилизировать политическую обстановку в Казахстане. В частности, для этого Поткин создал интернет-проект «Злой казах», который должен был сеять вражду между русскими и казахами. В дальнейшем он принял участие в хищении и отмывании средств БТА-банка, которые пошли на финансирование экстремистской организации. Всего из кредитного учреждения было похищено почти 20 миллиардов рублей.
Сооснователь движения «Русские» (запрещено по решению Мосгорсуда — прим. ред.) Поткин был задержан в октябре 2014 года в московской гостинице «Интурист Коломенское». Вину он не признает.
Аблязов же обвиняется в совершении в России тяжких преступлений, повлекших ущерб свыше 5 миллиардов долларов. Сейчас российские правоохранительные органы занимаются его экстрадицией из Франции в РФ.
Белова (Поткина) на судебное заседание доставили вовремя. За полтора года, проведенных в СИЗО, Белов отрастил бороду и усы.
Еще до начала процесса случился неприятный инцидент. Как выяснилось, в зал не смогут попасть все желающие. Хотя их было совсем немного — всего четыре журналиста и столько же слушателей. Несмотря на то, что в помещении имелось достаточно мест — аж целых три лавки, судья Тришкин заявил, что в зал попадут только два человека.
— Я все прекрасно понимаю, но мест нет, у нас на пустующих лавках размещена техника, позвольте нам работать, — объяснил свою позицию судья. В итоге большинству журналистов пришлось остаться за дверью — не помогли ни протесты, ни звонки в пресс-службу.
Но вскоре произошел новый инцидент. В ходе заседания должны были давать показания свидетели со стороны обвинения — граждане Казахстана. Для этого суд организовал видеотрансляцию с Алма-Атинским городским судом. Поскольку один из свидетелей не являлся носителем русского языка, в судебное заседание был приглашен переводчик. Но оказалось, что он не владеет казахским языком, только киргизским. В связи с этим допрос свидетеля пришлось отложить до следующего разбирательства. Остальным свидетелям перевод не понадобился и начался их допрос.
Первым дал показания 33-летний Вадим Гребенев. Он сообщил, что входит в русскую казачью общину в Казахстане и один раз встречался с подсудимым.
— С Беловым (Поткиным) однажды увиделись в феврале 2012 года, мне позвонил атаман Щеглов и попросил подъехать, так как к нам прибыли гости из России. С Поткиным был еще один человек, но я его не помню, — говорил свидетель.
По его словам, гостей интересовали отношения между казахами и русскими.
— Он нам предлагал устроить летом детские лагеря на озере Иссык-куль, но детали я уже не помню, — продолжал Гребнев.
— Вам что нибудь известно про Русский марш? — спросила прокурор.
— Да, Белов предлагал нам провести Русский марш в Алма-Ате, но это было воспринято нами несерьезно, с насмешкой. Мы даже не обсуждали детали, — вспоминал свидетель.
Следующий свидетель, 39-летний журналист Сергей Тонких рассказал, что познакомился с обвиняемым несколько лет назад в столице на «Марше миллионов».
— Я тогда взял у него интервью. Он был косоворотке и представлял «Русское движение». Спустя какое-то время я предложил ему помочь с продажей нашего журнала «Адамгол». Мы хотели, чтобы господин Аблязов купил издание, но цена была завышена, и он в итоге отказался, — сообщил Тонких.
Гособвинителей очень интересовало развитие проекта «Злой казах».
— Я немного слышал об этом проекте. «Злой казах» был на слуху в Казахстане. По этому поводу я брал у Белова комментарий. Он рассказал, что это сайт, где люди могут выражать открыто свою позицию. В дальнейшем Белов с господином Алексеем Навальным подарили этот портал нашему диссиденту Болату Атабаеву, который его благополучно забросил, — сообщил свидетель.
Кстати, режиссер Болат Атабаев внезапно переехал за рубеж, и отказывается от каких-либо комментариев.
После этого адвокат подсудимого Иван Миронов озвучил материалы дела, в которых говорилось о целях и задачах проекта «Злой казах».
Так, он должен был способствовать созданию среди наиболее националистически настроенной казахской молодежи специальных групп, обучению их приемам разжигания социальной, межнациональной розни на основе недовольства в обществе. Подготовке инструкторов, которые обучат деструктивным политическим технологиям. В общем, напугать граждан Казахстана, что русские отнимут у них бизнес, а затем республика потеряет независимость и войдет в состав России и т.д.
— Я пребываю в шоке. У нас все нормально и нет никакой межнациональной розни. Видимо, цели проекта достигнуты не были, его разработчиков надо уволить, — прокомментировал этот текст свидетель.
На этом допрос завершился.
В конце заседания судья сменил гнев на милость и принес свои извинения присутствующим журналистам за то, что не дал возможность работать их коллегам.