фото: Геннадий Черкасов
Борис Титов
В концепции Бориса Титова есть как шаги навстречу государству, так и предложения по снижению давления на предпринимателей и их работников.
Что касается первого. Бизнес-омбудсмен считает, что в случае неуплаты налогов к гражданско-правовой ответственности должна быть привлечена не только сама компания, но и ее руководитель. Всем очевидно, что неуплата налогов сильно бьет как по бюджетам разного уровня, так и по социальным платежам и зарплатам. Личная ответственность может заставить руководителей предприятий аккуратнее относиться к налоговым декларациям, а также пойти к ликвидации еще существующих «серых схем» поступлений или расхода средств, в частности зарплатного фонда.
Как известно, будущие пенсии работников формируются из перечислений из фондов заработных плат предприятий. Поэтому любая нынешняя «недостача», которая образуется в результате выплаты части оклада «в конверте», радикально сказывается на пенсионном доходе.
Впрочем, надо напомнить, что Борис Титов в первую очередь защищает не права рядовых работников, а отстаивает интересы собственно предпринимателей. Сейчас индивидуальные предприниматели, достигшие пенсионного возраста, по-прежнему обязаны уплачивать страховые взносы, что влияет на рост теневой занятости. Титов предлагает исключить из числа страхователей ПФР пенсионеров — индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, в случае просрочки оплаты патента на один день бизнесмен переводится на общий режим налогообложения, который дороже «патентной» оплаты налогов (это плюс до 2%). Титов уверен, что если просрочил выплату, то потерять право на патентную систему не должен. Нужно будет только заплатить штрафы и пени.
Есть еще один интересный факт. Сейчас при отзыве лицензии у банка предприниматель фактически теряет деньги, находящиеся на его дебетовом счету. Он также теряет доступ к кредитным средствам, если они находились на этом счету, но сохраняет обязанность по обслуживанию выданного кредита. Весь бизнес такого предпринимателя из-за погоревшего банка может разрушиться, а сотрудники «несчастного» предприятия потеряют работу. По мнению руководителя одного из крупных госбанков, при нынешней динамике отзыва лицензий, а также слияний и поглощений через 5 лет в России количество банков в стране сократится втрое. Сотни российских предприятий завязаны на определенной кредитной организации. Они не виновны в том, что банк, который предоставлял им свои услуги, утонул. Титов предлагает погашать кредит за счет средств, «заблокированных» ЦБ в банке при отзыве у него лицензии.
Также бизнес-омбудсмен настаивает на том, что погашение кредита в таком случае не может быть признано «недействительной сделкой».
Кроме того, Титов рекомендует изменить российское «офшорное» законодательство. Он предлагает распространять гарантии от привлечения к уголовной и административной ответственности не только на физических лиц, как это зафиксировано сейчас, но и на юридических лиц, то есть компаний. Напомним, закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках» был подписан Владимиром Путиным в июне 2015 года и вступил в силу с 1 июля. Декларант освобождается от ответственности, если его деяния были совершены до 1 января 2015 года. С него снимают обязанность возместить причиненный ущерб до этого срока.
Но в большинстве случаев свою зарубежную собственность такие декларанты давно перевели на счета иностранных компаний и назначили их владельцами номинальные юридические лица.
Титов предлагает, чтобы амнистия распространялась не только на конкретных бизнесменов, но и определенные фирмы, которые владеют активами в интересах таких предпринимателей. Впрочем, в своих декларациях рекомендуется раскрывать не только имущество на настоящий момент, но и то, что было продано или передано в управление «дочерним» компаниям. Но возврат таких активов к материнской структуре тоже должна быть упрощена.
Тем не менее, решения последних перечисленных проблемных моментов включают в себя как движение бизнеса в сторону государства, так и требуют отдачи со стороны чиновников. Однако есть и более резкие и решительные требования. Из проекта доклада Титова следует, что в 2015 году правоохранительные органы выявили более 255 тыс. экономических преступлений. Это максимум с 2010 года. Возбуждено более 234 тыс. уголовных дел. На четверть выросло число зарегистрированных преступлений по статье «мошенничество» (это «любимая статья» правоохранителей, ведь под нее можно «сверстать» любое дело). В прошлом году было зарегистрировано более 200 тыс. таких преступлений — максимум с 2008 года.
Большая часть предпринимателей, на которых были заведены уголовные дела, полностью или частично утратили свой бизнес.
По статистике, на 1 февраля 2016 года число находящихся в СИЗО по экономическим статьям (до вынесения приговора) составило 6,5 тыс человек. Еще 3 года назад таких насчитывалось вдвое меньше. Бизнес таких предпринимателей, даже если их признали невиновными, разрушился. Пострадали не только они — у таких людей зачастую существуют «финансовые подушки», позволяющие прожить какое-то время и даже вернуться к своему делу.
Однако сотням тысяч, а то и миллионам работников пришлось расстаться со своими местами. Поэтому Титов настаивает на том, что на ряд преступлений небольшой и средней тяжести за первое нарушение нельзя вводить уголовное наказание. А, главное, он предлагает, чтобы экономические преступления расследовались не так, как сейчас несколькими ведомствами (в настоящее время — МВД, Следственный комитет и ФСБ), а только одним из них. К примеру, к Италии уже достаточно давно успешно работает Финансовая гвардия, которая занимается исключительно экономическими преступлениями. Правда, аналогичная попытка создать такую структуру в нашей стране потерпела неудачу — созданная в конце 1990-х Налоговая полиция уже у 2003-м была ликвидирована из-за своей неэффективности.