Напомню, с чем пришли кандидаты обеих партий к 10 мая. Начну с демократов. Ставленница истеблишмента Хиллари Клинтон уже имела голоса 2224 делегатов. Цифра весьма внушительная. До номинации ей оставалось совсем немного — всего 159 голосов. Берни Сандерс, сенатор из Вермонта и кумир молодежи, выглядел менее устойчиво: всего 1448 делегатов. Разница разительная. Но не стоит забывать, что из числа клинтоновских 2224 голосов 516 составляют так называемые «суперделегаты», то есть прошедшие на съезд без выборов. Это законодатели и партийная верхушка. У Сандерса таковых явно маловато — 41 из 1448.
Если мы откинем «суперов», то число делегатов сближается: у Клинтон 1708, у Сандерса — 1407. И тем не менее разница более чем ощутимая. На что же надеется сенатор? Во-первых, он продолжает сражаться, сдвигая Клинтон влево. (Так Клинтон приблизилась к позиции Сандерса в области Medicare — страхования по здравоохранению). Во-вторых, у Сандерса больше шансов победить Трампа, чем у Клинтон. Пользуясь этим он призвал клинтоновских «суперделегатов» перейти на его сторону. Выступая в Орегоне, Сандерс говорил: «Если вы обратите внимание на национальные вопросы последнего месяца, то согласно им, Берни Сандерс побеждает Дональда Трампа с большим преимуществом».
Что привнесла в такой расклад победа Сандерса в Западной Вирджинии? Почти ничего кроме факта самой победы. Дело в том, что голоса у демократов делятся пропорционально полученным на праймериз процентам. Итак сейчас у Сандерса 1463 голоса, а у Клинтон — 2234. Но победа дает Сандерсу моральное право продолжать единоборство с Хиллари и теоретический шанс обогнать ее.
Теперь посмотрим, что происходит в республиканском лагере. И в Небраске, и в Западной Вирджинии, естественно, победил Трамп. Почему «естественно»? Да, потому, что его конкуренты — сенатор Круз и губернатор Кэйсик сняли свои кандидатуры еще до 10 мая, поняв всю безнадежность своих шансов на победу. Но формально у Дональда Трампа сейчас 1110 голосов. До последних праймериз их было 1083. Круз и Кейсик получили по нулю. (У республиканцев действует правило «победитель получает все»). Итак до заветных 1237 голосов у Трампа недостает всего 118.
Но это даже не формальность. Трамп уже получил наименование «предполагаемого кандидата». Его основные бои ведутся не на праймериз, а в Вашингтоне — гнезде республиканского истеблишмента.
В четверг Трамп встречается со своим главным врагом (но не соперником) спикером Полом Райаном, который, по традиции, должен председательствовать на съезде «Великой старой партии». Райан отказывается поддерживать Трампа (в смысле признать его кандидатуру). Он даже говорит, что готов отказаться от председательствования на съезде.
Райан далеко не одинок. Спиной к Трампу повернулись два экс-президента — отец и сын Буши. Кандидат в президенты 2012 года Ромни и некоторые другие республиканские шишки заняли аналогичную позицию. Другой экс-кандидат в президенты сенатор Маккейн заявляет, что поддержит Трампа только в том случае, если тот извинится перед ветеранами вьетнамской войны, оказавшимися в плену у противника, как и он сам.
Но главное, что ищет Трамп у республиканского истеблишмента, это не признание, а деньги, много денег, на ведение президентской кампании против Хиллари Клинтон (как он рассчитывает). Необходима в среднем гигантская сумма где-то в районе $1,5 млрд. Хотя Трамп и миллиардер, выложить на бочку такую сумму он не хочет, да и не может.
Председатель Национального комитета республиканской партии Прибус перешел на сторону Трампа. А это немаловажно в смысле сбора денег на решающую президентскую кампанию. Времени осталось немного. В июле пройдут съезды обоих партий, а в ноябре сами выборы.
И еще. До самых последних времен медиа писали, что Клинтон, шутя, опрокинет Трампа. Но вот выкладки последних дней показывают, что предстоит горячая схватка, что Трамп вполне компенсирует свое женоненавистничество поддержкой белого, малообразованного мужского населения Америки. Он готов на все. Готова ли на все Хиллари Клинтон? Буквально на днях Трамп назвал Хиллари «соучастницей» своего супруга в его амурных делишках. Как это отразится на женщинах-избирательницах, одному Богу известно, и посмеет ли Хиллари затронуть такую тему как тройная женитьба Дональда Трампа?
Одно можно сказать с уверенностью: предстоящие президентские выборы в США вызовут огромный интерес не только у политиков, но и у любителей «жареного».