Почему в криминальных сводках рядом со словом «теракт» все чаще стоит упоминание Киргизии, Узбекистана и Таджикистана? Мы задали этот и другие вопросы президенту Международной контртеррористической ассоциации Иосифу Линдеру.
— Это действительно новый тренд. Они очень легко вербуются, их легко зацепить. Выходцы из азиатских республик (Киргизия, Узбекистан) очень сильно подвержены влиянию. У них отсутствует самокритика. Они не понимают, что их используют в качестве «одноразовых мальчиков».
Абсолютно. Это бедные слои населения, им много денег не нужно. Там все замешивается на национальных нотках.
Террористические организации действуют по принципу системы сообщающихся сосудов. Периодически они меняют национальный и конфессиональный состав своих участников. Это усложняет работу спецслужбам.
— Это целый комплекс работы спецслужб. Сюда входит и агентурная сеть, и внедрение своих сотрудников под прикрытием, и работа с источниками. Очень много разной работы.
— А вы знаете, сколько всего удается предотвратить терактов по стране? Вот цифры из официальных отчетов ФСБ. За 2014 года более 320, за 2015 — более 400. Считайте, полтора теракта в день. Просто до общественности доходят только самые крупные и резонансные, из серии планов по расстрелу «Бессмертного полка». Остальное делается тихо, но каждый день.
— Дежурному ФСБ или МВД по вашему городу.
— Анонимно?
— В основу приема любых заявлений положен принцип анонимности. Но, как практика показывает, если люди звонят по поводу своих же соседей, они не скрывают свою личность.
— Когда Владимир Путин анонсировал создание Национальной гвардии, одной из задач ее работы он назвал усиление контроля за миграционными потоками. Что эта служба сможет сделать?
— Это силовой кулак. По сути — внутренняя армия для мирного времени. Ведь одного ОМОНа часто бывает мало, чтобы справиться с натиском террористов. А для того, чтобы использовать войска, необходимо объявлять военное положение.
Национальную гвардию можно сравнить с внутренними войсками ФСБ, которые существовали в советское время. По этому же принципу действуют внутренние армейские подразделения в ряде стране Европы и в США. Здесь очень хорошо применима любимая американцами фраза — «в целях национальной безопасности». Гвардия будет прицельно бить туда, где , по данным скрытой агентурной работы, будут выявлены преступники.