фото: Наталья Мущинкина
Все, кто шли от метро Динамо в сторону Петровского парка с цветами, было понятно, что они — к Паше.
Во дворике Храма Благовещения Пресвятой Богородицы собрались крепкие, плечистые мужчины с военной выправкой, длинноволосые музыканты в шарфах, священнослужители в рясах… Настолько был широк круг друзей и знакомых Павла Усанова.
Дубовый гроб с телом Павла был установлен в южном пределе храма. С самого утра все пространство вокруг него было заставлено корзинами с цветами, а их все продолжали нести.
-Мы пришли почтить память светлого человека Паши Усанова, а также, чтобы передать траурный букет от питерских актеров из сериала «Улица разбитых фонарей», — говорит одна из поклонниц музыканта, Эльмира. — Паша с этими артистами дружил. К сожалению, они сами приехать не смогли, передали через нас цветы. Мы скорбим вместе с актерами, вместе со всей страной.
Мужчины в темных костюмах и камуфляже молча заходили с цветами в храм. И только на выходе соглашались рассказать о Павле.
-С Павлом мы знакомы больше трех лет. У нас были совместные проекты по военно — патриотическому воспитанию молодежи. Для него слово «родина» имела особый смысл, — поделился с нами командир отряда специального назначения «Сатурн» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по городу Москве, полковник внутренней службы Борис Николаев. — Павел ездил с концертами на Донбасс, пел для раненных в госпиталях, для детей из приюта. Также он постоянно бывал в частям Внутренних войск, в дивизии имени Дзержинского, в Центре специального назначения. Это очень большая потеря для всех нас.
|
Друзья и поклонники простились с гитаристом «Любэ» Усановым (35 фото)
Прямо с чемоданом в руках пришел проститься с Павлом его поклонник Игорь Кузнецов из Кирова.
-Я в Москве проездом. В нашем городе Павел учился на эстрадном отделении, в училище искусств. А еще — играл за кировское «Динамо». Мы его считаем земляком. Приезжая на гастроли в Киров, он вместо ресторана, шел в свою родную студенческую столовую. Говорил, что вкус тех щей возвращает его в счастливые студенческие годы. Я специально взял билеты на вечерний поезд, чтобы положить цветы к гробу Павла Усанова.
С огромной букетом роз пришел помянуть близкого друга девятикратный рекордсмен России по силовым рекордам Александр Муромский.
-Мы с Пашей были знакомы много лет, вместе шефствовали над 17 детскими домами, постоянно объезжали их. Паша практически каждую неделю давал благотворительные концерты. Никогда не отказывал военнослужащим. Считал, что должен… Он ведь в свое время проходил срочную службу в Тоцкой мотострелковой дивизии. Многие ребята с его призыва попали в Чечню, он был в наряде и не попал в ту партию. Ребята шутили, мол, скоро вернемся… Шел 1991 год. Вернулись 6 человек, 90 — погибли. У Паши, как говорится, «болело», вспоминая это время, он сильно переживал…
Он делился тем, что умел лучше всего, давал уроки в приходах, учил музыке ребят с трудными судьбами. Год ездил в подмосковную деревню Бывалино. Потом его ученики на международном конкурсе в Болгарии заняли первое место. Когда организовал свою группу «Встречный бой», пошел на курсы вокала. И даже сделал операцию на перегородке в носу, чтобы улучшить дыхание. До того хотел донести то, что Господь ему дал, а именно чувство любви к Родине.
|
Друзья и поклонники простились с гитаристом «Любэ» Усановым (35 фото)
Паша — это тот человек, который мог пожертвовать абсолютно всем. Взять хотя бы случай со священником, которого похитили несколько лет назад на Ставрополье злоумышленники. Нужно было внести выкуп за два дня. Паша тут же откликнулся. У него была мечта построить в Новокосино дом, уже был приобретен участок. Чтобы вызволить из плена священника, Паша продал свой участок. Этой суммы не хватило для выкупа, он позвонил мне, за два дня мы собрали нужные средства, спасли священника.
Также мы с Пашей помогали отправлять гуманитарную помощь в Донецк и Луганск. Когда узнали, что она не доходит Первомайска, собрали новую партию груза. В основном это были продукты. Там ведь людям элементарно не хватало еды.
О событиях той злополучной ночи, когда Павлу были нанесены травмы, Александр говорит:
-Те, кто был в ресторане рассказывали, что Паша поднял тост за Донбасс. Он это делал часто, потому всей душой болел за мирных жителей, которые жили в подвалах домов из — за постоянных бомбежек. За соседним столиком, как я понял, оказались ребята из Одессы. Они высказали другую точку зрения, отличную от той, что озвучил Павел. После чего был толчок, Паша налетел некоего товарища по фамилии Добрый, который потом вызвал на подмогу друзей, они поймали Пашу уже на подходе к дому, нанесли ему смертельные травмы.
Он еще сам дошел домой… Надо было тут же вызвать «скорую», но Паша был крепким, думал, что оклемается. За помощью его жена Юлиана обратилась только утром. На этом настоял Коля Расторгуев. Время было упущено. Я помню, врач вышел после операции, обнадежил нас, сказал, что два дня Паша будет в искусственной коме, потом должен начаться процесс восстановления. Мы все расслабились… Но он так и не пришел в сознание.
В случившимся многие усматривают мистику.
Нам удалось поговорить с Валерием Львовичнм Николаевым, чей сын, бас — гитарист группы «Любэ» Александр Николаев трагически погиб в автокатастрофе в августе 1996 года.
-Я считаю, что все дело — в гитаре. Я помню, как группа, будучи на гастролях в Америке, купила гитару какого — то известного блюзмена. Сам музыкант погиб, не помню точно, но по — моему от наркотиков. Эта гитара была сделана на известной фирме, современная, навороченная. «Любэ» она досталась недорого, — рассказывает Валерий Львович. — На ней мой сын Саша и стал играть. Я еще его спросил тогда: «Не боишься? Вещь погибшего может отрицательно действовать на нового хозяина?» Саша тогда лишь отмахнулся. А через полтора года погиб в автокатастрофе. Его заменил Павел. Причем, они с Сашей даже внешне были похожи. Паша тоже был очень приветливый, не скандальный. Эта гитара перешла к Паше… Как тут не стать суеверным?
Друзья рассказывают, что Павел мог погибнуть на Донбассе. Их машина несколько раз попадала под обстрел.
-Побывав в зоне боевых действий на Донбассе первый раз, он вернулся молчаливый, — рассказывает его друг Юрий. — Потом обмолвился: «Там у людей глаза, словно пеплом присыпаны». И все спрашивал: «Как можно бросить русских там, где им тяжело?» Особенно его поразили учителя, которые, не смотря на постоянные обстрелы, не прекращали заниматься с детьми музыкой. Причем, делали это бесплатно. Они понимали, как важно поставить талант на крыло, даже, когда идет война… И Павел это понимал. Чтобы дать людям надежду, организовал культурно-просветительское движение «Родные просторы». Во время боевых действий провел с соратниками детский музыкальный конкурс в Донбассе. Павел рассказывал, что были слышны разрывы снарядов, а дети продолжали мужественно играть на сцене.
Потом он с соратниками стал закупать вещи, продукты, медицинское оборудование. Все это в составе колонны МЧС было отправлено на Донбасс.
-«Выйду ночью в поле с конем», — тихо напевали, глотая слезы девушки в черных платках.
А к храму шел уже поток людей.
-Я приехал из Питера, чтобы зажечь свечу у гроба Павла Анатольевича, — говорит Геннадий, курсант Суворовского училища из Санкт – Петербурга. – Помню, он был у нас 27 января, в День полного снятия блокады Ленинграда. В Питере у всех в окнах тогда горела свеча в память о жертвах того страшного времени. Павел сказал, что специально приехал в этот святой для петербуржцев день, чтобы зажечь свою свечу… Теперь и я здесь.
С Павлом Усановым тем временем шли проститься его друзья, с кем он вместе учился в академии имени Гнесиных.
|
Друзья и поклонники простились с гитаристом «Любэ» Усановым (35 фото)
-Нас было пять друзей, теперь получается, что одного, самого талантливого, нет, — говорит Кирилл. — Паша всегда был очень улыбчивым, доброжелательным, открытым. Мы жили в одной комнате в общаге. Он всегда всех выручал с деньгами. Кто и что ему был должен, Паша не помнил, когда ему отдавали деньги, он очень удивлялся. Был широкой души человек, очень бескорыстный. После окончания академии мы пересекались с ним не раз в театре Советской Армии, когда он играл уже в группе «Любэ», а в «Пижоне». Будучи на гастролях в Израиле, не смотря на плотный график, он нашел там нашего однокурсника Николая. Дружба для Паши было святое.
-Мы с Пашей вместе проработали в группе десять лет, — говорит в свою очередь Юрий Рыманов. — Он за сорок лет сделал столько, что не под силу сделать и десятерым. Он и без «Любэ» был личностью.
Друзья горько заметили, что сегодня в храме Павел Усанов «собрал» несколько поколений музыкантов, которые не виделись под 10 — 15 лет.
-Паша для меня был, как былинный богатырь: сильный, надежный, открытый людям, — говорит поэт – песенник Александр Шаганов. – Я от него ни разу не слышал бранных слов. Он был душой коллектива «Любэ». Он был замечательным музыкантом, понятным, и столичному жителю, и обитателю маленького поселка. Не афишируя свою благотворительную деятельность, давал огромное количество концертов для детей из приютов и детских домов. А также выступал перед срочниками и ветеранами. Про таких, как Паша, говорят — «соль земли русской». Он прожил недолгую жизнь, но успел сделать очень многое. Он ушел от нас в середине жизни, в середине весны.
Чтобы не говорили о его кончине, для меня Паша погиб в бою. Это была не какая – то ночная заварушка. Его целенаправленно убивали. Нанесли удары, не совместимые с жизнью. Причем, напали подло, со спины, как шакалы…
-Вы видели Пашины кулаки? — вопрошает крепкий парень в комуфляже, назвавшийся Романом. — В открытом бою с ним бы убийцы не справились. Он занимался рукопашным боем, ходил в тренажёрный зал, бегал кроссы, до глубокой осени купался в озере. Ему проломили голову, зайдя со спины.
Около гроба плакала женщина в черном: «Три недели боролся, балансировал, перенес трепанацию черепа. Не хватило силушки…» И уже, обращаясь к нам, она стала объяснять: «А как он свою маму любил, старался приезжать как можно чаще в Новочебоксарск. Она работала на телеграфе, и Пашка с 12 лет подрабатывал тем, что разносил телеграммы. Всю жизнь трудился, жил с богом в душе, силы и вдохновение черпал в вере».
-Прожил 40 лет, 8 месяцев и 8 дней, — говорит старушка, поправляя ленты на венках. — Посмотрите на фотографию Павла, какие лучистые глаза, всепонимающая улыбка… Он молился за многих, теперь пришло время ответной молитвы об его упокоении.
Кто — то включил на телефоне песню группы «Встречный бой», которую Паша организовал в 2006 году. Ветер трепал цветы в руках у поклонников Павла Усанова. А над храмом разносились строки: «Кто я? — волк, или брат? Трус, или герой? Нищ, или богат? Сколько обо мне людей будет помнить?…»
-Будем помнить! — говорили вслух друзья.
-Упокой, Господи, новопреставленного Павла, — тихо говорила, крестя портрет музыканта женщина в черном. — Он теперь там, где нет ни печали, ни воздыхания.
Началось отпевание. Настоятель храма, протоиерей Димитрий Смирнов, успел к его началу. В этот день отцу Дмитрию пришлось отпевать своего старинного друга и наставника, который отошел в мир иной в 91 год. В два дня он начал отпевать Павла Усанова, которому было только 40 лет. Отец Дмитрий успел нам сообщить, что священник из храма Благовещения Пресвятой Богородицы, который хорошо знал Павла Усанова, успел его несколько раз причастить в больнице.
2024-05-07
2024-03-26
2024-03-07
2024-01-17