Один полицейский из Нью-Джерси, по слухам, спасся от неминуемой гибели благодаря Гарольду Мэррею, автору знаменитого труда по истории шахмат. Вот какое любезное письмо послал счастливчик английскому историку: «Во время схватки со злоумышленниками направленная в меня пуля попала в ваш толстый фолиант, находившийся в кармане моей шинели, и застряла в конце последней главы».
Как видите, не была бы шахматная история столь богатой и глубокой, несдобровать блюстителю порядка!
Итак, существует надежный способ борьбы с киллерами: всем бизнесменам и политикам необходимо быстрее взяться за шахматы и шахматную историю!
Р.S. Забавно, что журналист Яков Дамский, прочитав об анекдотическом случае, произошедшем в Нью-Джерси, до глубины души был возмущен его публикацией в одной веселой шахматной книге. «Что веселого в пуле, летящей в самое сердце?!» — проявил он свою высокую нравственность и сочувствие американскому полицейскому. В ответ на реплику Дамского мне так и хотелось посоветовать ему поработать над своим чувством юмора.
В Саудовской Аравии лишь недавно отменили закон, согласно которому были запрещены шахматы. Запрет был связан с тем, что в этой игре слон может безнаказанно нападать на короля.
Когда в Англии появился первый гроссмейстер, начался настоящий шахматный бум. И это побудило театральных продюсеров все чаще вводить в постановки пьес сцены, в которых действующие лица, рассевшись за доской, разыгрывают какие-нибудь сложные позиции. Однако новинка оказалась довольно опасной. Были отмечены случаи, когда зрители первых рядов партера подсказывали актерам ходы, насмехались над ними и даже бросали в их адрес неприличные слова.
На протяжении шестидесяти лет Чарлз Дегруф из американского города Уэйкфилда безуспешно добивался руки у своей избранницы Луизы Кирстайн. И наконец сердце неприступной мисс Кирстайн дрогнуло. А причиной этого стала победа ее поклонника в шахматном конкурсе, проводимом местной газетой. Чарлзу, кстати, исполнилось всего 95 лет, а Луизе — 93. Вот как важно уметь решать шахматные задачи и этюды!
Нет снисхождения
В 1972 году перед судом в Нью-Йорке предстал Джозеф Фельдман, обвинявшийся в краже 850 шахматных книг из разных библиотек.
— Я проявил бы к вам снисхождение, — сказал судья, — если бы вашей целью было завоевать для Америки шахматную корону. Однако, по мнению свидетелей, Фишеру нет оснований вас опасаться.
И вор был заслуженно отправлен в тюрьму. История умалчивает, были ли ему предоставлены в камеру какие-нибудь из украденных им книг для шахматного совершенствования.
Не та вершина
Один австрийский мастер прошлого века делил поровну свою привязанность к шахматам и альпинизму.
— Когда поднимаешься на гору в туманное утро, — говорил он, — испытываешь такое же чувство загадочной неизвестности, как и в головоломной партии.
Но лучше бы этот спортсмен восходил на вершину шахматного олимпа, поскольку, преодолевая очередную горную вершину, он разбился совсем молодым.