На совместной с Ходорковским пресс-конференции Чичваркин заявил, что займется в «Открытой России» «работой над общим брендингом и позиционированием организации» и постарается сделать все от него зависящее, «чтобы те мысли, которые здесь рождаются, дошли до каждого россиянина». Некоторыми из уже рожденных идей новый креативный директор «Открытой России» не замедлил поделиться с публикой.
Надо заметить, что, речи лидера «Открытой России» в последнее время полны недоговоренностей. Вот и на этот раз Михаил Борисович, по сути, ушел от ответа на вопрос, какой он видит смену власти в России и намерен ли сам приложить к этому руку. Впрочем, достаточно уверенно говорит о сроках. В ближайшем будущем катаклизма, по его словам, ждать не стоит. Предстоящие в этом году выборы в Думу он называет «недовыборами», которые принципиально не изменят ситуацию. Однако их можно использовать «в качестве политико-образовательного проекта», в рамках которого россиянам будут представлены «новые молодые политики».
Не ждет Ходорковский перемен и от ближайших президентских выборов. Но вот после 2018 года надо уже быть наготове: «2024 год или несколько лет до него — это то время, когда мы можем и должны ожидать серьезных изменений в России». (Ходорковскому в 2024 году будет 61, Путину — 72).
О том, что это будут за изменения, и о собственной роли в этих процессах глава «Открытой России» говорит лишь намеками: «Хочу обратить внимание на то, что этими выборами, или недовыборами, не заканчивается работа с теми молодыми политиками, о которых я говорил ранее… Кроме того, те молодые политические лидеры, которые покажут, что они могут, умеют коммуницировать с обществом, получат возможность поддержки с нашей стороны своих общественно-политических проектов. Я надеюсь, что это создаст необходимый дополнительный тренд к смене несменяемого режима».
«Временно несменяемого», — уточнил Чичваркин. Кстати, его местами весьма сумбурные высказывания дают значительно более четкое представление о том, как Ходорковский и его единомышленники намерены перестраивать Россию: «То, что было когда-то с белой лентой, по сути это была репетиция цветной революции… Не надо бояться цветных революций. Грузинская революция была абсолютно бескровная, и результатом ее, несмотря на проигрыш Саакашвили через 10 лет, является отсутствие коррупции в большинстве сфер в этой стране».
Совсем неплохо развивается, по его словам, и Украина: «Первый Майдан привнес серьезную свободу слова, которая не допустила серьезной реакции. И позволила осуществиться второму Майдану». Кстати, Чичваркин пророчит новую смену власти на Украине, потому что «так дальше там продолжаться не может».
Что ж, если Чичваркин видит свою миссию в избавлении сограждан от страха перед майданами, то задача перед ним, судя по соцопросам, стоит весьма непростая. Если вообще выполнимая.