Больше всего колледжей сейчас готовят специалистов среднего звена по специальностям: экономика и управление (414 техникумов); технологии наземного транспорта (398); машиностроение, а также промышленная экология и биотехнологии (по 386); технологии строительства (304); сельское, лесное и рыбное хозяйство (283).
Популярнее всего среди поступающих (по среднему баллу аттестата за 9-й класс) следующие направления: фармацевтика и юриспруденция (по 4,9 балла из 5 возможных). Следом идут педагогика (4,81); экономика и управление (4,9); информатика (4,75); физкультура и спорт (те же 4,75); гуманитарные науки (4,7).
Что же касается упомянутых машиностроителей, технологов строительства, а также технологов в области химии и водного транспорта, то туда по-прежнему берут глубоких троечников. Таким образом, «качества подготовки по наиболее массовым рабочим техническим профессиям пока поднять не удалось: они по-прежнему находятся в зоне риска. Необходимы новые меры», констатировал замглавы думского Комитета по образованию Алексей Майоров.
Новым трендом года в подготовке по программам среднего профобразования (СПО) стало другое. В отличие от высшего образования средний балл набора на платные отделения здесь оказался существенно выше, чем на бюджетные места. Особенно заметно это в Кавказском регионе (например, в Ингушетии и Карачаево-Черкесии), а также примкнувшей к ним Тверской области. Если средний балл для бюджетников здесь составляет 3,4, то на платные места — 3,6–3,8. Причина этого казуса заключается в том, что среднее специальное образование — социальная сфера и на бюджет туда идет много представителей льготных категорий с низкими баллами.
Как разъяснила «МК» глава разработчиков Наталья Тюрина, «ситуация резко изменилась. Нынешняя средняя школа стала на год длиннее, чем советская, — не 10, а 11 лет. Поэтому уже в конце 9-го класса ребята достигают 16-летнего возраста, в котором ранее они выпускались из школы. А среднее профобразование дает более ранний и эффективный выход на рынок труда».
В итоге народ буквально повалил в техникумы и колледжи. Если в советское время в вузы шли около 50% выпускников школ, а в начале 2000-х все 80%, то сейчас число идущих в систему СПО превысило 42% от выпуска, то есть практически сравнялось с набором в вузы. В результате в колледжах возник платный сектор, а стоимость обучения стала догонять вузы. Так, в ряде регионов, заявил директор Центра развития профессионального образования Московского государственного машиностроительного университета Алексей Овчинников, в колледжи, где учат на автомехаников — наиболее популярную профессию в условиях тотальной автомобилизации страны, — «уже отменен бюджетный набор и остались только платные места».
Впрочем, окончательной коммерциализации системы СПО не произойдет, заверил «МК» Майоров: по Конституции государство обязано предоставлять этот вид образования всем желающим. Таким образом, начавшаяся свалка на отдельные направления подготовки останется лишь частностью.